Присоединяйтесь
|
больше года назад
Ребенок не слышит запретов
Ребенок не воспринимает запретов. Малышу 2,4 года. На все запреты говорит "нет" или просто продолжает делать по-своему. Повторяю по 3-4 раза, все без толку. В итоге приходится повышать голос или даже шлепнуть, только в этом случае слова будут услышаны. Объяснений и уговоров не понимает еще. Как быть в такой ситуации? Не хочется ругаться на ребенка...
Воздействовать на ребенка необходимо лишь с помощью слов. Чтобы он их услышал и изменил в соответствии с ними свое поведение мысли, применять слова нужно разумно. Гораздо чаще используется «нельзя», и чтобы оно было выполнено ребенком, нужно придерживаться некоторых правил.
Практически все дошкольники негативно реагируют на запреты и необходимо не просто говорить нельзя когда ребенок начинает понимать слово нельзя. Нужно объяснять, почему родители против того или иного действия. Ведь для ребенка это выглядит как ограничение его границ, что приводит к истерикам и деланье всего на зло. Поэтому нужны объяснения и че меньше малыш, тем они проще.
Однако в некоторых случаях все равно придется учиться на собственном опыте. Например, ребенок не поймет, что такое горячо, не коснувшись горячей кружки. Родителям нужно заранее объяснить детям последствия их действий. Делать это следует в положительном ключе. При этом взрослым нужно вести себя спокойно и мудро. Резко одергивать нужно в том случае, если действие представляет реальную опасность для жизни и здоровья. В других случаях нужно оставаться спокойным. При этом необходимо помнить, что попытаться донести до ребенка свои запреты, мысли можно лишь в те моменты, когда он эмоционально спокоен, так он лучше усваивает информацию.
В речи лучше использовать как можно меньше слов с частицей «не». Наша психика устроена интересным образом. Мозг, в том числе ребенка, не воспринимает отрицательную частицу, то есть, говоря «не делай», на самом деле мы даем команду делать, то есть приставку «не» ребенок практически не слышит. Понимание этого приходит лишь с возрастом.
Также нельзя допускать, чтобы в речи присутствовало слишком много негативных слов. В дальнейшем они станут всего лишь фоном, на который ребенок реагировать не будет. Вместо того, чтобы постоянно твердить о том, что нельзя делать то или иное, необходимо объяснить, как лучше поступить. Ребенок хочет сделать собаке больно. Нужно сказать, что собака все чувствует, и с ней надо обращаться бережно. Иными словами, вместо запрещающего слова лучше дать ребенку право выбирать, какие действия совершать. Это одновременно приучает к самостоятельности.
Нужно не просто запрещать то или иное, а обратить при этом внимание на опасность. Т.е. ребенок должен понять, к чему приведет то или иное и почему делать этого не стоит. Если малыш слишком мал и сразу донести до него смысл не получается, что при попытке сделать что-то не то, можно его переключить на другое действие.
Нужно определить заранее запреты, которые необходимо соблюдать абсолютно всем – и ребенку и взрослым. Т.е. они должны иметь серьезный смысл. Это может быть запрет на перебегание дороги, на взбирание на подоконник, на игру с бездомными животными и т.п. При этом нужно помнить, что придерживаться такой позиции должны оба родителя. Не должно быть такого, что один запрещает, а другой разрешает.
Чтобы было как можно меньше запретов и одергиваний ребенка, когда тот постигает новый мир в квартире, лучше заранее позаботиться о том, чтобы опасностей было как можно меньше. Нужно убрать опасные вещи подальше, а также те, которые он может сломать.
Проблема в том, что ребенок не понимает слово нельзя, которое имеет двойственную природу. С одной стороны существуют жизненные ситуации, в которых этот ограничитель может сыграть крайне важную роль, но не все люди его понимают и, более того, даже не стремятся выполнять. С другой стороны, причины неправильного восприятия этого слова кроются в заложенных в детстве стереотипах.
Очень многие родители сталкиваются с проблемой, что их дети-дошкольники не понимают слова нельзя. Боле того, услышав запрет, ребенок будет делать все наоборот или же впадет в жуткую истерику. Поэтому пользоваться данным словом нужно очень и очень осторожно, чтобы не навредить и не пустить развитие характера по совершенно другому пути.
Нужно помнить, что маленький ребенок, как только начинает сносно передвигаться, старается исследовать мир вокруг себя. Препятствий при этом он не любит и не понимает. Они вызывают даже скорее любопытство и сопротивление. Причем такое поведение характерно не только в отношении маленьких детей, но и подростков. Последние часто идут намеренно против родителей, совершая свои поступки тайно или в открытую проявляя бунтарское поведение. Именно поэтому очень важно знать, когда и при каких обстоятельствах говорить слово нельзя, учитывая, что его не должно быть слишком много.
Младенец, который только-только начал ползать или же уже встал на ножки, совершенно не понимает, что существуют вещи, делать которые опасно и запрещено. Пока ребенок лежит в кроватке и пытается сидеть в этом совершенно нет смысла, ведь он никуда не лезет. А вот когда он приходит в движение, то хлопот у взрослых прибавляется, потому что ребенок так и норовит куда-то залезть. В этот момент некоторые родители делают ошибку, когда постоянно запрещают то или иное. Если постоянно слышатся запреты, то они превращаются в обычный фон и не воспринимаются. В дальнейшем контролировать поведение ребенка будет очень и очень сложно.
Все усложняется в возрасте трех лет, когда наступает очередной кризис. В это время многие дети резко изменяют свое поведение, перестают слушаться взрослых, иногда могут биться в истерике, если не получают то, что хотят. Резко окрикивать, произнося слова с частицей «не» бесполезно. В итоге, у родителей самих случается истерика, ведь ребенок их вообще не слушается. К трехлетнему возрасту малышу известны уже некоторые запреты, но ему бывает сложно контролировать себя из-за естественного любопытства, толкающего на исследования окружающего мира.
То, как ребенок понимает это слово, зависит от способов, которыми обучали ребенка, методов воспитания и воздействия. Если родители сами по себе спокойные и способны вдумчиво объяснить, что можно делать, а что нет, то добиваются они гораздо больших успехов в воспитании, ведь именно в этом случае дети понимают, что при запрете со стороны взрослых нужно сразу же остановиться.
Нужно учитывать особенности детской психики, а она такова, что использовать запрещающие слова можно лишь в действительно опасных случаях, когда может пострадать или сам ребенок, или окружающие. Только голословные запреты не принесут результата и будут проходить в дальнейшем мимо ушей ребенка, поэтому подкрепляться они должны подробными объяснениями, почему нельзя то или другое.
То что вы называете "услышанными словами" - просто страх, ребенок выполняет ваши приказы, потому что боится. Дети устроены там, что не воспринимают частицу "не", поэтому все ваши просьбы важно формулировать в позитивном ключе через положительные формулировки - только так вам удастся достичь понимания с ребенком.