Присоединяйтесь
|
больше года назад
Скоро 9 Мая. Что рассказывать детям о войне?
Что запомнят и усвоят дети о Великой Отечественной войне и Дне Победы зависит только от нас.
Даже нашему поколению очень трудно рассказывать своим детям о войне, смогут ли нас понять наши дети? Невероятно трудно объяснять им, что означает смерть, подвиг или Победа. Как рассказать детям о 9 Мая не ранив их души? Как в Ваших семьях отмечают этот великий для всех нас праздник?
Я с дочкой на танцы хожу, как раз недалеко от ДК стоит памятник воинам первой мировой войны. Только спустя 6 месяцев дочь спросила таки об этом памятнике, хотя её интересующийся взгляд я заметила давно. Диалог был простым, я правда не подготавливала даже наброски речи для восприятия 5-летнего ребёнка. На её вопрос: что это и почему оно стоит? - я ответила просто - давно когда-то, меня даже не было и моей мамы ещё не было, люди не поделили что-то между собой, вот как дети на площадке. Началась война, многие погибли и было много боли. Этот памятник нам напоминает о том, что-бы люди больше так не поступали, ведь на много лучше жить в мире и дружить, правда? Дочь согласилась. На кучу мелких вопросов отвечала коротко и на примере понятных уже ей жизненных ситуаций. Моё детство и большая часть жизни прошли в том городе, где последние 2 года большой переворот и ведутся военные действия, она переживает за моего родного брата и тема войны для дочки не отдалённая, потому что она очень любит моего брата, как и он её.
Лично в моей семье мне уже некого поздравлять...
Ранее 9 мая всегда всей семьей и с дедушкой-ветераном шли к вечному огню возлагать цветы погибшим, в том числе и двум дедушкиным братьям. Затем готовили обед и дедушка рассказывал истории различные военные... Со слезами и горькой улыбкой. И для него это был праздник, но в другом смысле этого слова - горький праздник окончания войны (хотя он еще долгое время оставался на территории Германии). Сейчас так же с детьми ходим к вечному огню, а затем едем на кладбище к дедушке положить цветы.
Другой мой дедушка умер еще до моего рождения, причиной была в большинстве тоже военная травма...
Для меня эта тема настолько неоднозначна, что мне кажется, лучше пусть ее доносят педагоги детских садов и школ. Я не люблю фильмы о войне, не понимаю ни теории, ни практики, ни причин, ни последствий и всегда чувству больше замешательство, недели уважение и скорбь. Думаю, мои эмоции ребенка с толку собьют, так что пусть он узнает об этих событиях не от меня. Хотя, песни военных лет можно поставить, музыка передает смыслы лучши всего.
Была у нас в школе такая история: задали нам на внеклассное чтение "Повесть о Зое и Шуре". Чья-то мама, после того, как ее чадо прочитало книгу и было шокировано, пришла поругаться с учительницей. Учительница (молодая убежденная коммунистка) в ответ выругала нас, сказав, что мы тупые и нам ничего не нужно, кроме черепашек-ниндзя. С тех пор я поняла, что единственно правильно - не быть как эти две женщины. Не отстранять детей от вопросов войны, но и не навязывать, не превращать это в культ.
Мне всегда было в удовольствие общаться с детьми на тему, посвященную празднику Победы. Выручали произведения, которые мы читали накануне. Благодаря творческому наследию Михаила Шолохова, Генриха Бёлля наши воспитательные часы проходили в такой уютной атмосфере, что детям хотелось беседовать еще и еще. Однако нужно говорить о смерти, войне, горе так, чтобы не слишком ранить души детей. Поэтому для бесед я всегда подбирала информацию, которая была бы и по возрасту, и по восприятию подходящей. Многие рассказывали про своих прабабушек и прадедушек - участников войны. В их словах и глазах - гордость и уважение, практически каждая семья до сих пор (даже если нет уже в живых участников войны) идут к Вечному огню, возлагают цветы, участвуют в праздничном параде.
Детям освящаю вопросы о войне по мере их поступления. Маленьким рассказываю немного и без подробностей, которые они не поймут. Когда более старшие дети сами интересуются, то рассказываю больше. Многие внимательно слушают о чём говорю потому, что дома эту тему не раз обсуждали с родителями. Дети должны знать историю своей семьи и чтить память погибших воинов, с уважением относиться к ветеранам, на чью долю выпала нелёгкая судьба.
Всем людям свойственно понимать только то, что происходило с ними или пережили они сами, по рассказам и фильмам горя потерь не испытать. И надеяться на то, что дети понимают, что такое для них та Победа - не приходится, но беречь МИР надо учить с детства.
Очень хороший вопрос. Когда я была маленькой бабушка и дедушка много рассказывали о войне, но мне было совершенно не интересно. Я не понимала политических значений войны, трагедий и всего прочего. Странными для меня звучали слова - Главное, чтобы не было войны, как тосты и как пожелания. Сейчас мне 30 лет и мои дети знают что такое война, что там стреляют, что такое блок-посты и много людей с оружием. Мне пришлось их научить поведению во время арт обстрелов и где прятаться во время авиа налетов. Они видели слезы и истерики, когда снаряды взрывались на улицах, где живут их бабушка и и дедушка. Часы плача, пока не появлялась с ними связь. Моим детям 4 и 6 лет и они на вид отличают БТР от танка, и военных от полицейских. Я совершенно ничего бы не рассказывала о войне, если бы она не стояла у порога. Это не детская тема абсолютно. Но гражданскую оборону в школах считала бы нужным предметом. Дети понимают опасность войны, но что такое подвиг, что такое отдать жизнь они еще не понимают. Внезапно появившиеся у меня седые волосы объясняю совершенной не правдой, а не страхом и беспомощностью перед войной и убийствами. Очень бы мне хотелось, чтобы дети не знали и не понимали, что есть война. В мое детство летом днями на пролет дети играли в войнушку, сейчас не видела еще ни разу. Да и многие родители против покупки игрушечного оружия.
Всех с наступающим праздником Победы! И подальше бы наших детей от всех войн вместе взятых!