Присоединяйтесь
|
больше года назад
Как воспитать в ребенке личность?
Дорогие мамочки, как воспитать в ребенке личность? Мне кажется, что раньше детей чаще всего воспитывали в строгости, а сейчас другое время, меняется менталитет. В век информационных технологий дети в интернете могут найти любую информацию. Вот не так давно заходила речь о ювенальной юстиции и о том, что на Западе нельзя физически наказывать ребенка. Замечаете ли вы разницу с тем как воспитывали вас и как вы воспитываете ваших детей? Стремитесь ли вы воспитать в ребенке личность и что для этого делаете?
Я считаю, что каждый ребенок - это уже личность, и для его воспитания нужен только индивидуальный подход, не может быть какого-то универсального рецепта. Кому то нужно по заднице, а кому то хватит строго произнесенного слова. Говорю как мама двоих детей, которые являются настоящими антиподами - то, что "работает" с одним, совершенно "не срабатывает" с другим.
Ну во-первых, думаю с детства надо предоставлять право выбора, право голоса и не унижать ребенка, не запугивать.
Чтобы воспитать личность - надо не подавлять попытки инициативности, если их подавлять - ребенок будет бояться в будущем выдвигать какие-то идеи и тому подобное.
Потому что часто сначала постоянно контролируют детей, запрещают, кричат, даже бьют. Затем выбирают на какой кружок должен идти ребенок. А дальше и сами выбирают профессию для детей. Следуют своим предпочтениям, или еще хуже моде, а желание ребенка и его наклонности очень часто не учитывают.
Так воспитывали моего мужа. Комплексы от такого воспитания остались, пожалуй, на всю жизнь.
Есть фраза, с которой я полностью согласна: "Как не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас". Суть в том, что самой нужно быть личностью и своим примером необходимо показывать ребенку как нужно себя вести. Ведь многие дети стараются быть похожими на маму и папу, поэтому и модель поведения они тоже будут копировать на подсознательном уровне.
Если мама активная, имеет кучу хобби, занимается спортом, думаю и дочка когда подрастет, тоже будет стремиться быть похожей на маму. И это хорошо, если мама у нее жизнерадостная женщина. А что хорошего могут перенять дети, если будут видеть вечно унылых и безынициативных родителей? Вырастут такие же инфантильные и обреченные, которые будут плыть по течению (не все конечно, но очень многие).
Поэтому больше внимания обращаем на собственное поведение.
Для начала стремлюсь воспитать самостоятельность и дать свободу. Результат есть, мой малыш познает мир очень уверенно, не стоя в сторонке и не ожидая разрешения. Важно подавать ребенку хороший пример, ведь дети - те еще подражатели. И конечно же привить ребенку основы понятий добра и зла, ценности человеческих качеств. Но свобода - первостепенно. Если ребенку до 10 лет завязывать шнурки, о какой личности идет речь.
Это у меня в приоритете. Я всегда стараюсь дать доченьке выбор в любом вопросе. Всегда спрашиваю ее мнение, для меня это важно. Мне кажется, что личность, нужно воспитывать с самого рождения, чтоб ребёнок всегда имел своё мнение и свою точку зрения. Если с самого раннего возраста навязывать что-то ребёнку, то ничего путного не выйдет.
Да, раньше воспитывали в большей строгости, дети в принципе не имели права голоса, не могли выразить свою точку зрения, поэтому и росли более зажатыми, неуверенными. Сейчас больше свободы дается детям, большинство родителей прислушивается к их мнению. Но в этом тоже нужно знать золотую середину, все же должно быть уважение к взрослым.
Личностными качествами считается набор врожденных и приобретенных черт характера. Врожденные – это темперамент и природные способности. К приобретенным относятся умения, навыки, поведенческие реакции, способность сопротивляться обстоятельствам. Т.е. огромное количество черт человека формируется со временем, а фундамент закладывается в самом раннем возрасте. Поэтому-то основную роль в воспитании человека играет именно семья. Если раньше участвовала школа, различного рода общественные организации, то сейчас кроме родителей дети по большому счету никому не нужны.
За последние годы появилось такое утверждение, что правильно сформированная личность – это успешный человек, который способен быть лидером. Но это однобокое определение, ведь еще и темперамент, который изменить нельзя и, если развивать в ребенке несвойственные для него черты, можно получить совершенно противоположные результаты. Стать лидером может далеко не каждый, а родители должны реализовать именно тот потенциал, который заложен изначально от природы. На самых ранних стадиях развития нужно выявить эти наклонности. Если ребенок любит рисовать, то не стоит ругать за изрисованные стены. Вместо этого нужно купить все необходимое для рисования и спокойно объяснить, что обои должны оставаться в неприкосновенности.
Очень важно, чтобы ребенок занимался тем делом, которое ему нравится. Не нужно заставлять сына или дочь с творческими наклонностями заниматься спортом, а ребенка, который проявляет способности к иностранным языкам, отдавать в физико-математический лицей. Следует отметить и тот факт, что развитие разносторонней личности в неправильных пропорциях приводит к чрезмерной нагрузке, внутреннему сопротивлению. Это все чревато проблемами в подростковом возрасте, а также неуверенностью во взрослой жизни.
Но обязательно в ребенке должна сформироваться ответственность. Это, пожалуй, одна из основ нормальной личности. Привить этот навык, который должен распространяться не только лично на ребенка, но и на окружающих, довольно сложно. Самым простым способом для формирования ответственности является домашнее животное. Если ребенок просит завести кого-то домой, то отказывать нельзя. Но надо четко объяснить, что ухаживать за ним будет только он. Таким образом можно передать ребенку обязанности, с помощью которых он ощутит ответственность за жизнь другого. Нужно четко уяснить, что делать за него нельзя ни в коем случае. Только надо помнить один существенный момент – захотеть завести домашнее животное должен именно ребенок, а не родитель.
В понятие «личность» входит еще и самоуважение, которое не может быть без уверенности в себе. Для того, чтобы ребенок уважал себя, был уверен своих силах, никогда не следует говорить, что его мнение в данный момент никто не спрашивает, или, что он в этом ничего не понимает. Сравнивать ребенка с кем-то тоже ни в коем случае нельзя. Поначалу мотивация стать лучше, скорее всего, появится, но через какое-то время она исчезнет, ведь для чего стараться, если все равно ребенку говорят, что он хуже. В результате появляются комплексы и пониженная самооценка. Так что лидерские качества, если они хоть немного и присутствуют, будут забиты напрочь.
Очень важно, чтобы ребенок умел общаться с другими детьми и взрослыми. Кому-то это дается легко, но у многих наблюдается природная стеснительность. Даже публичные люди говорят, что в детстве тоже страдали подобным, но у них это все прошло с помощью постоянных выступлений на сцене. Хороший способ – это театральные представления дома, а также концерты и выступления. Также немаловажный фактор – наличие в семье любви и взаимопонимания. Родители не должны навязывать своему ребенку мнение, между ними должен вестись диалог. Только в этом случае можно воспитать в ребенке личность.
Уважение, право выбора, свобода - все это верно. Но определенные рамки - строгость, запреты - тоже должны иметь место в воспитании. Говорим же часто, что ребенок - чистый лист. Так вот если ему давать волю во всем без ограничения, результат будет не таким радужным, как прогнозируемый.
Сталкивалась я с результатами такой модели воспитания: первоклассник руководит родителями, причем ссылаясь на законы и Международную Конвенцию по защите прав ребенка.
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенка отличали положительные качества личности. Но не все точно могут сказать, какие именно. Традиционно в обществе из поколения в поколение положительными считались доброта, честность, отзывчивость, верность, храбрость, трудолюбие, ответственность, вежливость и т.п.
Формироваться эти качества должны в самом раннем детстве, когда еще только формируется отношение к окружающему миру, людям. Именно в это время ребенок нацелен на позитивное и доброе. До трех лет собирается опыт и информация, на основе которой и будет проходить его развитие в последующие годы. Впоследствии ребенок будет проверять все на практике: действительно ли вот это плохо, а это хорошо.
В раннем возрасте можно довольно легко научить детей доброте, ведь маленькие дети очень внушаемы, эмоциональны, любознательны и психологически гибкие. В это время можно наблюдать подражание взрослым и ребенок вполне способен осознавать, какая именно реакция взрослых будет после того или иного поступка. Это нужно помнить. Даже учитывая тот факт, что дети проводят большую часть свободного времени в детском саду, а затем в школе, все равно именно семья остается основным институтом воспитания. Ведь именно там проявляется настоящая любовь и забота.
Личный пример будет действовать на ребенка в разы эффективнее, нежели долгая и утомительная лекция о том, как правильно себя вести. Родители даже не замечают, что своим поведением воспитывают в ребенке те или иные качества. Если между мамой и папой наблюдается уважение, то и ребенок будет проявлять то же самое к окружающим.
Воспитание – это не нравоучение. Родители должны общаться с ребенком на равных, объясняя полно и доходчиво, почему нельзя делать то или иное. В таком случае он сможет почувствовать свою важность и научится уважать мнение других, а также выражать свое.
Когда взрослые пытаются воспитать в ребенке положительные черты, нужно помнить, что самосовершенствоваться никогда не поздно. Вместе с ребенком можно научиться многому.
Отличным способом, что-то доходчиво объяснить ребенку, являются сказки. В сказке все оживает, происходят чудеса, и что немаловажно – у истории, как правило, счастливый конец.
Перед тем как выбрать ту или иную сказку, нужно разобраться, а какая в ней мораль. Хорошая должна прививать детям положительные качества личности, например, говорить правду, доброте и т.п.
А внутри семьи должны быть доверие с пониманием. Ругаться и выяснять отношения при детях и критиковать друг друга нельзя ни в коем случае. А для ребенка нужно стать авторитетом. Если он почувствует ценность и силу, то обязательно захочет стать таким же. Чем выше авторитет взрослого, тем большее воспитательное воздействие он может на него оказывать.
Наказывать ребенка тоже нужно, но делать это надо правильно. Вина должна соотноситься с наказанием и не причинять вред психическому и физическому развитию. Ребенок должен точно знать, за что его наказали. Родителям нужно объяснить что именно он сделал не так, а как следовало бы поступить.
В жизни для развития ребенка важен пытливый ум и не боязнь познавать мир. Ум, который хочет брать информацию это врожденный фактор, наследственный, тут ребенка никак не сделаешь другим. А вот смелость идти в мир прививается в семье, заметьте одни дети сидят на первых партах и тянут руку, даже если 100% не уверенны в ответе, а другие дети прячутся на задних партах, чтобы тихонько пролежать там урок. Вот это менталитет родителей говорит - тише едешь, дальше будешь.