Присоединяйтесь
|
Сказки нашего детства - польза или вред?
Недавно поспорили с подругой. Ее сыну 5 лет. Читая ему русские народные сказки, она часто переделывает конец. Колобка не съели, а лишь надкусили, семеро козлят подружились с волком, петух лису пристыдил и она сама освободила зайке избушку. Чуковский у них вообще под запретом. Стоит ли так оберегать ребенка?
Ну это, на мой взгляд, дело конечно сугубо добровольное. Мы тоже малышу сейчас читаем современные развивающие книжки, хотя колобка и курочку Рябу ребенок тоже очень любит (но нам и лет-то - 1,9 всего). Малыши воспринимают сказки совсем не так, как мы, поэтому и так любят практически все. Это уже потом во взрослом возрасте мы начинаем искать какой-то потайной смысл, страсти и возможные ужасы :-) Так что знакомить ребенка с народным творчеством обязательно нужно, а вот в каком возрасте - каждый родитель решает сам.
В сказке всегда есть мораль, определенный вывод, который должен сделать ребенок. Укатишься, как колобок, в неизвестном направлении без разрешения родителей - можешь попасть в руки злым и хитрым людям. Откроешь дверь незнакомцу, как козлята - жди беды. Изменяя концовку, мама нарушает логику. Получается, что можно делать опасные вещи, и все будет отлично. Но в жизни ведь все не так.
Если даже сказки вызывают у мамы такой ужас, как она собирается учить сына реальной безопасности? Ведь машина на большой скорости не просто чуть толкнет, а собьет, иногда и насмерть. А высунувшись из окна 9-го этажа не получится полетать, как в сказке - тут только один исход. А ведь мальчишке уже 5 лет, и нужно правильно и без искажений понимать очень многие вещи. Я думаю, маме нужно обратиться к хорошему психологу и разобрать свои собственные внутренние травмы и блоки, чтобы не проецировать их на ребенка.
Если уж взялись переделывать сказки народные, то можно ещё перестать ребёнку покупать разные сладости в виде животных, избегать форм для выпечки с формами животных. Мне всё это напоминает вегетарианство и через чур милосердие.
Если ребёнок всегда будет слышать, что за не правильное поведение ничего особо не приятного не будет, то не будет рамок дозволенного. А мир нас окружает жестокий, малыш должен развивать инстинкт самосохранения. Смягчение сказок, которые совершенно не ужастики кровавые, урока малышу не дадут.
Оберегать от чего? В сказках накоплен опыт поколений наших предков и целый свод морально-этических правил, которым ненавязчиво учат детей. Польза сказок в том, что ребенок должен самостоятельно принять решение: встать на сторону зла или добра. Это первый осознанный жизненный выбор ребенка, подготовка к взрослению. Меняя концовки сказок, мы невольно искажаем реальность, в которой рано или поздно окажется ребенок. Малыш должен знать, что не все герои сказок благородные, добрые и совестливые, некоторые из них трусливые, хитрые и злые - как и люди, которые будут ему встречаться на жизненном пути.
Переиначивать произведения устного народного творчества, конечно, не стоит. А то и в колыбельных можно найти - "и укусит за бочок". А вот пофантазировать после прочтения оригинала можно. Когда ребенок что-то придумывает сам, объясняет, рассказывает, как он понял сказку, он творчески развивается, учится анализировать и делать выводы.
Я не вижу никакого смысла переделывать концовку в русских сказках, ведь они учат добру и как правильно поступать в сложившихся ситуациях. Не нужно изменять сказку ведь это действительно классика, а ребенок её будет знать не такой, какая она есть на самом деле. Вот именно это и может в последствии вызвать насмешки одноклассников и могут возникнуть проблемы.