Присоединяйтесь
|
больше года назад
Книги о воспитании детей - есть ли от них польза?
Считаете ли вы необходимым читать книги о воспитании детей или полагаетесь только на личный опыт и родительскую интуицию? Воспринимаете ли советы авторов как руководство к действию или прочитанное так и остается абстрактной теорией? Есть ли книга, которая кардинальным образом изменила ваш подход к воспитанию детей?
Вообще, чтение любой литературы, касающейся детского воспитания, считаю полезным. Даже, если вы будете в корне не согласны с прочитанным, не будете практически это применять, это все равно определенный опыт, формирование взглядов на процесс воспитания.
В последнее время книги о воспитании не читаю (во время беременности и в первый год жизни малыша этим увлекалась). Сейчас гораздо более информативными и ценными для меня являются небольшие статьи практикующих детских психологов.
Читать книги по воспитанию то можно (и прочитала я их немало, поскольку учитель по профессии), но вот принимать какую-то конкретную воспитательскую методику на вооружение и слепо следовать ей я не стала. Большинство нашумевших педагогических экспериментов закончилось «провалом». Методики все разные вот например, одно время был популярен Спок, методика воспитания которого направлена на "отчуждение" ребенка с детства: кормить строго по расписанию, неважно, смесями или молоком, не реагировать на плачи и капризы, не носить на руках. По признанию его сыновей, папа представлялся им тираном, и они его боялись. Умер Спок в доме престарелых, забытый детьми. Перед смертью, кстати, попросил прощения за свою ошибочную (!) теорию. Не знаю уж, как на это отреагировали его адепты.
Когда родился старший, мне подарили книги Никитиных. Я прочитала. Да, хорошие методики по интеллектуальному развитию (и дети у них вышли умные, в школе перепрыгивали через класс, да и вообще им там делать нечего было, знания хорошие дали родители). А вот остальные постулаты: закаливание с детства (дети по дому разутые-раздетые бегали под соусом «закаляются», и младенцев не пеленали, голенькими оставляли), роды без обезболивания, кормление по требованию, минимум до трех лет, физтруд. Полная противоположность Споку, в общем. Честно, меня не впечатлило. Кстати, дети Никитиных выросли обычными людьми, несмотря на эксперимент. Методику воспитания родителей на своих детях не практикуют, старший не общается с семьей, детство добрым словом не поминают, а одна дочь и вовсе назвала их семью "выродочной".
Потому и считаю, что ни одну книгу нельзя воспринимать как руководство к действию, лучше прислушаться к своей интуиции, а не муштровать дитя, как солдата, по чьим-то методикам.
Когда была беременная первый раз, то у меня была куча свободного времени, естественно, что я читала все, что попадется о беременности, о родах, о воспитании ребеночка. Знаете, кое что помогало, но большинство успешно забылось, реально помогала только книга Комаровского и советы подруг, которые родили немногим раньше. Когда же забеременела второй раз, то уже про книги про воспитание и не вспоминала. Не когда было и знаете, что я бы сказала, что со вторым ребенком намного все проще. Большинство как-то получается само собой, на что-то другое реально нет ни времени, ни сил.
Так что для меня большинство книг о воспитании остаются абстрактными теориями, о которых мама в основном помнит, когда все хорошо, когда у нее отличное настроение, а во всех иных случаях все теории плохо преобразуются в практику.
Честно скажу - книг о воспитании читаю мало, причём большую часть прочитала, когда сыну не было и года. К авторским методикам я всегда отношусь с осторожностью, люблю почитать критику на них. Ненаучные отметаю сразу. А вообще я считаю, что волшебной книжки не существует - из книг можно подчерпнуть полезное, но в адепта превращаться не надо.
Я бы всем посоветовала обязательно прочитать Комаровского. Сейчас читаю "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников", это должно быть настольная книга для всех родителей, чтобы воспитать действительно здоровых детей. Очень много интересной информации доступно на его форуме.
Одновременно читаю еще Бендажамина Спока "Ребенок и уход за ним" 2008г. обновленное и дополненное издание. По указаниям, которые касаются здоровья, я больше склонна доверять Комаровскому, а вот в плане воспитания ребенка, приоритет за Споком, его признали как первого педиатра, который изучал психоанализ, чтобы понять, что нужно ребенку в семейных отношениях. Он своими идеями изменил воспитание детей в многих поколениях, от принципа установления беспрекословной дисциплины, до взаимного уважения родителей и детей, отношение к детям как к личностям, воспитание в атмосфере любви.
А я сейчас под сильнейшим впечатлением от книги «Матрица любви. Правда о счастливом детстве», ее автор Елена Фошина. Прочла ее относительно недавно. Книга мне очень понравилась, особенно тем, что написана она не от имени педагогов и психологов, а со стороны ребенка, его взгляд, его ожидания, впечатления, мысли. Повествование, пробирающее до глубины души. Мы привыкли читать мнение и опыт взрослых, но дети сами могут подсказать, как с ними себя надо вести. Если встретите, обязательно прочтите, в книге ответы на очень многие животрепещущие вопросы: от уважения к личности до страхов и истерик. Очень необычный ракурс и подход. А все книги по психологии и воспитанию от именитых авторов, педагогов и врачей -это обобщенное повествование, ведь не для каждого ребенка подходят описанные теории и практики.
У меня целая коллекция "Здоровье матери и ребенка", выписывала журнал "беремености от А до Я", но информации там мало, а та что есть и так общеизвестный факт.
Читала много книг типа "беременность и малыш до 3 лет" - и опять же информации много, постоянно идет повтор, только другими словами.
Читала Комаровского - нормально написано, но считаю все его мысли надо очень сильно фильтровать и не все воспринимать и выполнять как заповедь.
На данный момент читаю книгу Бауэр "Жизнь без подгузников" (история одной семьи, которая поставила целью не использовать памперс). Хорошо написано, но пока ничего не скажу, потому что не дочитала.
Порекомендовали книгу Денисовой "Искусство кормления грудью", но не могу найти.
Читала много пед. литературы (как в прочем и многой другой). Детей воспитывала пользуясь книгами Никитина, у них хорошие наработки по раннему развитию. Нравится - что оно у них всестороннее, а не только касается интелекта или физ. развития. Макаренко очень люблю. Чуковский "от 2 до 5" очень полезен. У Корчака много полезных вещей. Комаровского и Спока читала, но не во всём с ними согласна. С современными разработками не согласна в корне "свободное воспитание" считаю не применимым и вредным в большинстве случаевю
А вообще всегда надо делать поправку на конкретного ребёнка, и строить систему педагогики под него.