Присоединяйтесь
|
О развитии памяти и внимания ребенка. Какие есть упражнения или занимательные игры?
Моему сыну сложно выучить стихи, песни на слух. Трудно ему пересказать прочитанное. По картинке рассказывает неплохо. Мне кажется, что у него проблемы со слуховой памятью или вниманием. Читать он ещё не умеет (ему 4 года). Какие упражнения стоит с ним делать, чтобы развить эти качества? Может существуют какие-то для этого занимательные игры?
Думаю, что нельзя сказать, что у Вашего ребёнка проблемы с памятью или вниманием, все детки - индивидуальны, у всех разные склонности к определённому складу ума, и если одному, например, легче выучить и рассказать стишок, то другому - это может даваться достаточно тяжело, зато у него будут хорошие результаты в математической сфере. Но, безусловно, память поддаётся развитию и тренировке, а поскольку ребёнок ещё достаточно маленький, то и занятия в подобной сфере будут иметь предпочтительно игровой характер.
Например, можно попробовать игру в так называемые "изменения". Разложить в определённом порядке на столе игрушки (около 5-6), попросить ребёнка внимательно посмотреть на них и запомнить, а затем - пусть он отвернётся. В это время необходимо две или три игрушки поменять местами, и, когда ребёнок повернётся, спросить у него - что и как изменилось? Поначалу может не совсем у него будет получаться, но игру следует повторять достаточно регулярно, и, главное, не навязчиво, в лёгкой форме, и не ругать ребёнка за ошибки. Когда со временем у Вашего сына начнёт получаться всё лучше и лучше, ему самому станет намного интереснее.
Можно ещё попробовать игру в "коробочки". Взять три разные коробочки, желательно, чтобы каждая из них отличалась от другой, например, цветом или узором. В одной - расположить машинку, в другой - маленькую мягкую игрушку, а в третьей - мячик (это абсолютно приблизительные варианты, можете подбирать по-своему вкусу любые). После того, как всё разложено, нужно объяснить ребёнку, что в каждой коробочке находится определённая игрушка, внимательно рассмотреть с ним каждую игрушку и каждую, подходящую для неё коробочку. Затем ребёнку следует отвернуться, а Вы вытаскиваете игрушки, все отдаёте ребёнку и просите, чтобы он разложил их по нужным коробочкам. Мне кажется, что постепенно и регулярно привлекая Вашего сына к различным играм подобной направленности, удастся добиться хороших результатов по улучшению памяти и развитию внимания.
Я со своим в 4 годика учила песенки из детских советских мультиков, купила книжечку с песенками, вместе пели с выражением, громко и чудачеством, я пела разными голосами. Изучение песенок и стихов , превращали в подвижные игры , хлопали в ладошки, танцевали. Малыш сам стал просить попеть с ним, почитать, а потом исполнял всем родным на бис. Играли в игру я начинаю сточку он пытается закончить.
Да, игры не помешают для укрепления памяти. Моя подруга играет с детьми так (старшей 5, младшему 2,5): высыпает в миску приблизительно 1 кг фасоли, выбирает из игрушек и предметов обихода что-то маленькое, показывает детям каждую вещь и просит их назвать эти 5-7 или больше предметов. Затем дети закрывают глаза, а мама прячет эти предметы в фасоль. Миску накрывают полотенцем, рукой на ощупь берут предмет и называют его не доставая из под полотенца. Потом таки выкладывают предмет и дальше ищут, называют, выкладывают. Из предметов подруга использовала мелкие игрушки или их детали, батарейки, часы, разные киндеры, монеты (предварительно вымыв). Дети в восторге от игры! Правда тут нужно внимание взрослого, сами детки не справятся, хитрить же любят и облегчать задание.
Вы берите самые простенькие стишки. Те, которые вы сами запоминаете быстро. Мы вот книжку А. Барто купили, Михалкова. У Барто ну очень запоминающиеся стихи. Маленькие, ребенку легко запомнить. И не переживайте, если ребенок быстро не запоминает, все-таки четыре годика...
Я вам еще хочу предложить нарисовать печатные буквы на карточках (вырезать из листов А4) и учите буквы. Зрительная память будет задействована. И не усердствуйте с учебой, иначе можно охоту отбить у малыша. Дети разные, кому то интересно учиться, новое познавать, а некоторым деткам нравится бегать и чтоб ни с какой учебой к ним не приставали.
Старшая моя дочурка в четыре читала уже, очень много стихов и песенок знала, а меньшая в школу пошла - буквы не все знала, просто темпераменты разные. Стишки меньшая не хотела учить, старшая на лету хватала.
Мальчики вообще больше любят гулять, играть, их учиться трудно заставить. Вы сынишке компьютер игровой купите, там на кнопки нажимаешь и звучит буква, так ребенок читать и считать быстро научится. У нас меньшая только с компьютером соглашалась осваивать буквы, по другому ей было не интересно.
Как-то ехала в автобусе в другой город и невольно наблюдала за общением мамы и дочки, которые сидели впереди. Девочке было года четыре. Про себя отметила, какая же эта мама умничка. Общение с дочерью было непринужденным и легким, они шутили, смеялись, а также играли. Игры эти были на развитие памяти и внимания ребенка. Наочной картинкой для этих занятий служило все, что находилось за окном автобуса. Подъехали к остановке, мама попросила посчитать, сколько там стоит женщин, потом - сколько мужчин. Считали и машины на стоянке...Потом была игра "Назови пять имен": едут машины - назови 5 видов машин, проезжали лесопосадку - назови 5 видов деревьев и т.д. Вот так ненавязчиво можно заниматься со своим ребенком общаясь и играя одновременно.
Еще одна хорошая игра, которую помню с детства и которая отлично развивает память, - "Цепочка слов". Можно играть всей семьей, количество слов в цепочке можно регулировать в зависимости от навыков ребенка. Например, Вы говорите слово машина, сын называет Ваше слово и добавляет свое - машина, лимон, Вы называете слова машина, лимон и добавляете свое, например, кубик. И так выстраиваете цепочку слов.
По картинке рассказывает неплохо, тогда это уже очень даже не плохо. Когда у ребёнка не очень хорошая слуховая память, делайте ставку на зрительную и развивайте её. И я бы на Вашем месте попробовала начать обучать ребёнка чтению, самое время Вашему сынишке учить буквы и начинать читать. Возможно зрительная память тогда подтолкнёт развитие и слуховой.
Ежедневные занятия с сыном в игровой форме обязательно дадут результат. И не важно какой из методик Вы будете пользоваться, главное в учёбе с маленькими детьми это - ненасильственная регулярность.
У меня есть дети, которые в 4 года не запоминают стихи, но с удовольствием считают за 100. И на раз - два - три запоминают счёт. Это говорит о том, что детская память, впрочем как и взрослая - избирательна и Вы при желании обязательно найдёте то, что поможет малышу в его индивидуальном развитии.