Присоединяйтесь
|
Нужно ли подавлять характер ребенка?
Интересно мнение мамочек на тему, стоит ли корректировать характер ребенка, перестраивать его, или же во всем уступать и наоборот развивать еще больше те качества, которые есть? Вот у меня дочка очень активная и самостоятельная, в свои 4 года, лидер по натуре, проявляет характер так, что иногда бывает трудно взять верх и переубедить в чем-то. Знаю, что мамы спокойных деток, этого не поймут, скажут, что это за мама, которая не может поставить ребенка на место. Но все-таки хотелось бы услышать разные мнения по этому поводу.
Я стараюсь во всем находить компромисс. У сыночка тоже свой упрямый характер проявился довольно рано и если по началу я просто всегда объясняла, почему лучше сделать так, а не иначе, то теперь еще и последствия поступков с сыном разбираем. И он привыкает к тому, что мама плохого не посоветует, при этом считается с его мнением и желаниями. в конфликтных ситуация я не кричу, потому как наиболее действенным оказалось другое поведение: просто обнимаю его и тихонечко, почти шепотом объясняю причину отказа или своего поступка, рассказываю о неприятных последствиях в том случае, если бы он сделал по своему.
Я уверенна, что характер ребенка надо корректировать, но ни в коем случае не ломать. Ребенку надо прививать умения самостоятельно думать, принимать решения, но авторитет родителей при всем этом должен быть непоколебим.
С одной стороны вроде как и хорошо, что ребенок независим, самостоятелен, умеет отстаивать свое мнение, но в то же время эти черты личности не должны иметь негативных последствий и превращать ребенка в монстра, которого невозможно сдвинуть с места. Для многих родителей большая проблема заставить такого ребенка слушаться и делать то, что они хотят.
Упрямство становится настоящей проблемой, если сын или же дочь постоянно спорит со взрослыми и из-за любой мелочи возникают разногласия, если ребенок ни в какую не хочет прислушиваться к чужой точке зрения. Бывает, что у упрямого ребенка возникают проблемы в садике или же в школе, связанные со взаимоотношениями с окружающими. Бывает и такое, что упрямство может подвергать под угрозу безопасность, например, когда ребенок не хочет брать за руку, когда с ним переходят дорогу или же отказывается пить лекарство.
С упрямцами прямые методы воздействия не срабатывают, поэтому обычные способы воспитания здесь не срабатывают и приходится несколько отходить от них. В таких ситуациях родителям приходится несколько балансировать между тем, чтобы ребенок сохранял независимость, но при этом не считал, что все решает только он. Получается, что сильные лидерские черты личности должны сохраниться, но при этом сделать так, чтобы они не мешали его благополучному развитию.
Надо признать, что упрямство ребенка – это часть его природы и изменить что-то крайне сложно. Лучше всего, постараться принять это и использовать данную черту личности в интересах родителей и в интересах взрослого. Победить ребенка все равно не получится, упрямство подавить невозможно в любом случае. Бороться за власть не стоит, да это и бесполезно. Когда взрослые показать ребенку, что они сильнее, то это ему ребенка все равно ничему не учит. Действовать надо не напрямую через крик, просьбы, мольбы, физическое наказание, а хитрее. Взаимодействовать с упрямцем нужно непрямыми методами.
Первым делом надо научиться создавать иллюзию выбора. Прямой приказ услышан не будет, нужно предоставлять варианты, но каждый из них в итоге должен вести к одной цели. Вместо того, чтобы заставлять ребенка надеть куртку, надо к него спросить, хочет он с капюшоном или же без.
Надо попробовать менять привычное. Если дома ребенок не слушается, то можно изменить местоположение, например, пойти в парк, на улицу и снова воспроизвести ситуацию. Важно, чтобы ребенка видели другие люди. Очень важно, уметь всегда менять стратегию, если убедить упрямца именно так не получается.
В том случае, если ребенок упорствует, его никак не получается переубедить, то надо провоцировать сразу же на разговор. Когда упрямец делится своими переживаниями, он постепенно начинает проявлять свое чувство беспомощности и показывать, что ему на самом деле трудно. Ведь упрямый ребенок все равно по сути своей еще совсем ребенок. А когда он начинает испытывать сильные негативные чувства, например, гнев, беспомощность, страх или же разочарование, он пока еще не в состоянии и не может справиться с этим всем. Ему нужно помочь разобраться с этими чувствами и обучить, как же правильно выражать свои эмоции.
Бывают такие ситуации, когда родители на многие из просьб и желаний ребенка реагируют сразу категорическим «нет». В конечном итоге дети таких мам и пап перестают воспринимать и прислушиваться к ним. А если уж ребенок упрямый, то это усугубляется еще сильнее. Случается, что не только не выполняются просьбы родителей, но и делается все наоборот.
Так что надо уяснить, и особенно это касается тех семей, в которых растут упрямцы, что к детям в течение дня нужно присоединяться, слышать их, соглашаться с ними и хвалить. В этом случае ребенок будет чувствовать свою привязанность к родителям и чаще возникнет желание сотрудничать с мамой и папой.
В споре с маленькими детьми очень помогает такой психологический прием, как три да. Применять его можно и со взрослыми. Суть в том, что нужно произнести три вопроса, на которые оппонент – ребенок, должен обязательно ответить утвердительно. Если спросить что-то четвертый раз, то, скорее всего, человек согласится по инерции. Сопротивление будет сломлено, и человек, в данном случае ребенок, почувствует, что он понят и услышан.
Еще один совет, который имеет смысл и актуальность при любом споре – это спокойствие. Задача родителей упрямого ребенка действовать ответственно. Злиться и повышать голос нельзя ни в коем случае, ведь крики лишь усугубляют ситуацию. Чем упорнее родители себя ведут, тем больше ребенок будет сопротивляться. Они должны направлять своих детей и бесполезно ожидать хорошего поведения, если они сами при этом не делают то же самое. Поэтому нечего удивляться, если ребенок дуется и кричит, чтобы получить то, что он хочет, если родители всегда сами громко требовали желаемое.
Мама с папой не должны впадать в крайности: все разрешать или же все запрещать. Ни то, ни другое результатов не принесет. Если на все ребенок получит ответ «нет» без возможности что-то выбрать, у него не будет развиваться способность принимать решения, формировать свое мнение. С другой стороны, если ребенок редко руководствуется требованиями родителей или всегда реализует только свой выбор, будет расти, скорее всего, неконтролируемый ребенок, и попытки управлять им не будут иметь никакого эффекта. Поэтому должны быть четкие правила, которые запрещают слишком уж из ряда вон выходящие желания. Если ребенок упрямится, то надо попробовать сказать, что машина не едет, что дверь не открывается, пока тот не оденется тепло или же не поможет родителям.
Родителям нужно взять за правило, что постоянно указывать ребенку на его недостатки недопустимо. Если говорить, что он упрямый, непослушный, то возникнет ощущение своей неполноценности и возникнут трудности с самооценкой, адаптацией в коллективе. Упрямство – это лишь форма характера, но не его содержание. Родителям вместо того, чтобы пытаться переспорить ребенка, заставлять выполнять лишь их желания ни к чему хорошему не приведут. Задача состоит в том, чтобы различными мягкими способами направить своих детей в правильном направлении. Они должны думать, что родители прислушиваются к ним, пытаются выполнить их желания, в ответ дети тоже будут стараться выполнять установленные правила.
Каким бы сильным лидером не был ребенок, но он будет жить в социуме и поэтому должен научиться подавлять свое хочу, должен слушаться родителей и уважительно относиться к старшим. С каждым годом такой ребенок лидер начинает осваивать все новые и новые "территории" и это однозначно не правильно. Ребенок не должен решать что и когда ему есть, когда спать, слушать или не слушать маму с папой. Ведь с каждым годом побороть этот характер будет все сложнее, особенно трудно будет в подростковом периоде, когда вообще все дети идут наперекор взрослым и не хотят слушать. Очень важно, чтобы родители были авторитетом для ребенка, чтобы ребенок слушал и понимал родителей. Естественно, что добиваться этого нужно не ламанием характера ребенка, а объяснением, что как и почему.