Присоединяйтесь
|
Как ребенку привить любовь к чтению?
Я никак не могу заинтересовать ребенка к чтению и заучиванию стихотворений, купили огромное количество ярких и красочных книг, но они интересны для ребенка только для просмотра картинок, а читать ей не интересно. Может у вас есть какие секреты в интересном чтении, расскажите, пожалуйста как вы это сделали.
У вас есть возможность самой читать дочке интересные книги, например перед сном. Это очень помогает. Просите иногда прочитать дочку одно предложение на странице. Потихоньку двигайтесь вперед.
Пусть она выбирает книги в магазине сама.
Мы начинали с анекдотов и комиксов. Далее читали вместе Денискины рассказы, Приключения Мюнхаузена, Лидию Чарскую, потом Гарри Поттера - очень увлекало.
А сейчас я просто прошу прочитать начало интересной книги и потом сына затягивает.
Читали по таймеру: 3 раза в день по 5 минут , чтобы прошел страх и повысилась техника чтения.
У нас тоже куча книг, дочке интереснее мультики смотреть, чем читать и я на хитрость пошла. Выключили антенну в телевизоре, планшет спрятали и я сама в детской комнате села книгу читать. Читала часа два, вокруг тишина, дочка рисовала и все на меня поглядывала. А потом еще через часик примерна она отыскала себе книгу и тоже стала ее читать. Дети копируют маму и папу. Если вы не будете читать и ребенок не будет регулярно вас с книгой в руках наблюдать - он тоже не будет читать. Если мама и папа много читают, дети тоже начинают интересоваться литературой. Я в детстве себя помню, родители все свободное время читали и все покупали новые книги и я ради любопытства тоже стала пересматривать книги, потом увлеклась.
Мне в детстве любовь к книгам бабушка. Она просто помогла найти мне свою книгу. Есть множество списков книг, обязательных для чтения в каком-либо возрасте, но они превращают чтение в обязаловку. А бабушка мне предложила Стругацких (она их большая поклонница). Мне было лет 9, я с удовольствием прочитала "Понедельник начинается в субботу", потом и другие книги. Привить любовь можно только к тому, что сам любишь.
Прививать любовь к чтению своим детям родители должны на собственном примере. Если они сами не читают, то ребенок в редких случаях проявит интерес к книгам. Сами дети говорят, что для чего читать, если родители не читают и вполне успешны. Или все окружающие считают квартиру шикарной, хотя книг в ней нет. Есть и такой ответ, что родителям некогда читать, ведь они работают, а у меня школа, кружки с секциями – значит, и я тоже занят.
Специалисты советуют родителям делать покупки книг в форме приключений. Ребенок должен сам выбрать в магазине то, что ему понравится, пусть на это будет потрачено столько времени, сколько понадобится. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.
Сейчас огромное распространение получило чтение с помощью гаджетов: смартфонов, планшетов и т.д. Но специалисты все же не одобряют их использование детьми, ведь, если читать со светящегося экрана, то нарушается выработка мелатонина, что нарушает сон. Поэтому читать лучше классические бумажные книги. Из электронных книг позволительны лишь те, у которых экран E-link.
Родителям, которые хотят, чтобы их дети любили книги, нужно заняться еще и организацией правильного окружения у ребенка. Если у ребенка будет хотя бы один друг, который любит книги, то вероятность заинтересоваться чтением намного выше. Младшие школьники очень увлекаются коллекционированием, поэтому можно предложить собирать любимые произведения. Пусть делают это на пару с другом.
Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.
И стандартная рекомендация, которая способствует появлению у детей любви к чтению – это собственный пример. Ребенок должен видеть хотя бы по 10-15 минут в день, что родители сидят с книгой. Мало того, он и сам может заинтересоваться сюжетом. Достаточно лишь сказать пару предложений, а далее ребенок, возможно, захочет сам прочитать книгу полностью.
Чтобы потихоньку прививать у ребенка любовь к книгам нужно, чтобы мама читала с самого раннего возраста. Пусть ребенок еще и не понимает слов, но интонация и ее голос очень успокаивают. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев до полутора лет. В это время происходит активное познание мира всеми органами чувств. Но фазу активного внимания, составляющую четыре минуты превышать нельзя.
С двух лет ребенком воспринимаются отдельные слова и фразы как повествование, а, начиная с трех лет, он становится уже активным собеседником, а не только слушателем. Именно в это время появляется страсть к перечитыванию. Максимальное время, сколько нужно читать ребенку, составляет всего 20 минут. Больше в таком возрасте выдержать сложно.
Установлено, что в раннем возрасте у ребенка возникнет интерес к книгам в том случае, если весь процесс будет восприниматься, как игра. Убеждения не работают обычно.
Что касается любви к определенным книгам, то это вполне нормально. Ребенок на протяжении нескольких лет может просить перечитывать ему одну и ту же книгу. Происходит это из-за того, что она является олицетворением психологического комфорта. Если вспомнить себя в малом возрасте и почитать свою любимую книгу, то можно снова испытать то самое состояние комфорта. Можно даже познакомить с этой книгой и своего ребенка, но вряд ли она станет для него любимой. Это все индивидуально. Ежедневное чтение одного и того же произведения заканчивается примерно в возрасте 8 лет.
Нельзя забывать и про стихи. Нужно не только их читать, но и заучивать. Делать это нужно с рождения и до восьми лет. Много времени это не займет, ведь для маленького ребенка запоминание труда не составляет. Если же этот навык в нужное время не развивался, то заучивать будет довольно сложно.
Нужно взять за правило, что литературу должен выбирать именно ребенок. Нет бесполезных книг. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма. До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.
Очень часто ребенок не хочет читать произведения из школьной программы, хотя книги очень любит. Ведь каждый ребенок – это индивидуальная личность, и он может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторым детям по душе короткие рассказы, где есть начало, и быстрые развязка с завершением. А другие не хотят знакомиться с героем коротеньких рассказов, потому что им не хочется быстро с ним расставаться. Такие дети хотят прожить жизнью героев более продолжительное время.
Нужно всегда обязательно выбирать правильные доводы в пользу чтения книг. Бесполезно говорить, что книгу задали в школе или ее давно не читали. Не подействует обычная, но пустая фраза, что именно это произведение надо обязательно прочесть. Бесполезно ссылаться на мнение продавца, родственника и т.п., что кото-то счел данную книгу интересной. Лучше сказать, что вот это еще одна книгу любимого автора, что сюжет там подходящий. Можно придумать, что это произведение попало к нам в дом каким-то волшебным образом. Сослаться можно на знаменитость, которая нравится ребенку, что любимому актеру именно эта книга очень нравится.
Если в семье присутствует культ любви к книге, то и ребенок будет с удовольствием слушать и копировать поведение взрослых. Если мама и папа сами любят читать, то и ребенок полюбит книгу. Ну, а если в семье все сидят за компьютерами и в телефонах, то и ребенок не изъявит особого желания читать и слушать.