Присоединяйтесь
|
больше года назад
Фразы которые нельзя говорить ребенку
1.Фразы - пугалки.
«Не носись – шею свернешь»
«Будешь плохо есть – тебя любой поколотит»
«Не строй рожи – навсегда таким останешься».
В сознании ребенка формируется образ жизни – как очень опасной, постоянно грозящей болью и неприятностями.
Поменяйте полярность фраз.
Например:
«будешь плохо есть - тебя любой поколотит», но мотивационно - позитивную – «будешь хорошо кушать, станешь сильными и здоровым» и т.д
2. Обесценивающие личность ребенка фразы.
«Не трогай, сейчас опять сломаешь!»; «Дай я лучше сама сделаю!»
Ребенок (да и взрослый)воспринимает эти фразы как: «ты плохой», ты ничего не умеешь и не можешь», «у тебя никогда ничего не получается и не получится».
Если мама так считает, то это так и есть! Вот как мыслит ребенок.
Вполне естественно что такие фразы разрушают веру у ребенка в собственные силы, в себя. И убивают самооценку. Ребенок, выросший на таких фразах, вряд ли будет пробовать свои силы в чем либо- в спорте, творчестве.
Позвольте ребенку совершать ошибки. Разбил вазу? Зато теперь знает, что есть вещи состоящие из хрупких материалов. Поговорите с ним о фарфоре и стекле -в место критики и ругани, расширяйте кругозор ребенка.
Фразы: »Попробуй еще раз!», «у тебя все получиться», «сломал? ничего страшного»
заменяем на негативно обесценивающие, вместе с нашим отношением к происходящему. Ведь что нам дороже психика ребенка и его будущее или вещь?
3. Фразы-сравнения.
«Посмотри на Аню, она твоя одногодка, а вон уже выступает на соревнованиях»
«А вот Петя…» Ответьте честно, перед самим собой, какие бы чувство у вас вызывало ежедневное сравнение с более успешными вашими одноклассниками, одногрупниками или друзьями? К примеру – с более богатыми, известными, стройными или красивыми ?
У вашего ребенка идут точно такие же негативные реакции- вместо мотивации, вы получаете ненависть ребенка к тем детям, что вы приводите в пример. Да еще, ребенок начинает сомневаться в вашей любви к нему. Зарождается комплекс неполноценности и привычка сравнивать себя с другими.
Более продуктивно будет сравнивать ребенка с самим собой, пол года назад или год. Хвалите его какие успехи за это время и позитивные изменения с ним произошли. Или негативные, корректно укажите, что ребенок пол года назад получал более высокие оценки. Поинтересуйтесь что по его мнению послужило причиной ухудшения успеваемости и что по его мнению может исправить ситуацию. Будьте терпеливы. Уверяю, научив ребенка сравнивать себя только с самим собой прежнем, даст в жизни ему огромное преимущество и смелость в достижении целей. А Ваше мнение?
Со словами вообще нужно быть осторожнее. По поводу приведенных "запрещенных" и крайне нежелательных к употреблению фраз, хочу добавить, что их, конечно же, нельзя говорить ребенку систематически. Особенно опасны, на мой взгляд, фразы, занижающие самооценку (впрочем, как и завышающие). Ребенок должен учиться критично и объективно оценивать свои способности, а взрослые должны ему в этом помогать.
А вот по поводу фраз-сравнений не все так однозначно. Многое зависит от личности самого ребенка, да и само сравнение может быть сказано разным тоном, применительно к разным ситуациям.
В этом вопросе, как и во многих других нужно не забывать о золотой середине. Как ни крути у ребенка должен быть пример для подражания. Поэтому фраза: "Смотри, как делает/получается у твоего друга/папы/дяди" вполне уместна. Вроде бы и сравнение, но для ребенка не обидное. Фразы пугалки - это нечто. А как объяснить причинно-следственные связи? Не играй с ножом, а то можешь порезаться. Ведь правда же? Если неаккуратно вести себя, играть острыми или опасными предметами, можно и покалечиться. И это малыш должен усвоить. Сказанная спокойным голосом подобная фраза напоминает ему о возможных негативных последствиях. И так со многими запрещенными, как их сейчас любят называть, фразами. Главное помнить, что дети все воспринимают буквально.
Вербальные формулировки способны заложить сценарий на всю последующую жизнь, и часто используя стереотипные формулировки, мы даже не задумываемся над теми последствиями, которыми наши слова могут обернуться. Сравнение - моя "любимая" тема. Достаточно погулять на детской площадке, чтобы приметить, как в детях душат самость и уникальность.
Не соглашусь по многим позициям, меня в детстве тоже некоторыми фразами пугали и пытались привести к эталону поведения. Ничего страшного не случилось, выросла и всё в порядке. Я своему говорю, чтоб не мотал как юла, так как упадёт. он реально без башни летает и лезет во все щели, так что ж его по голове гладить за это?
Многие из представленных рекомендаций считаю достаточно спорными. Есть ребячьи индивидуумы, для которых свойственна совершенно обратная реакция на происходящие события, сравнения, фразы, нравоучения и подобные советы не только им не помогут, но и возможно навредят их воспитанию и развитию. В становлении личности своего ребёнка, как всегда лучше идти своей дорогой, учитывая его индивидуальность, характер, степень восприятия жизненных постулатов, навыков, умений и даже личного отношения к тому, кто берётся из ребёнка лепить ЧЕЛОВЕКА.