Присоединяйтесь
|
Ребенок 5-и лет и домашние обязанности
Сегодня, после разговора с подругой, я задумалась о том, что у моего ребенка нет каких-то четко установленных и закрепленных обязанностей по дому, хотя я лично убеждена в их необходимости. В задачи дочки входит лишь следить за порядком в своих игрушках и собирать их по окончании игры, а также складывать аккуратной стопочкой снятую с себя одежду. Когда находит вдохновение, она может полить цветы, накормить кошку, вытереть пыль и даже помыть пол или посуду, иногда просится помочь мне с готовкой (но это все скорее как развлечение, а не обязанность, да и получается пока что не ахти как, я потом незаметно переделываю).
Поделитесь опытом, как вы приучали детей к работе по дому? Есть ли в вашей семье перечень бытовых дел, выполнение которых полностью находится в компетенции дошкольников и младших школьников? Помогают ли вам дети? По своему желанию или в виде обязательного требования? Сразу оговорюсь, что не согласна с мнением, что у ребенка должно быть безоблачное детство без всякой ответственности до 18-и лет. Уверена, что все полезные навыки и привычки необходимо закладывать с более раннего возраста.
Когда сынульке было пять лет, он за собой убирал игрушки. Просыпаясь, всегда заправляет свою кровать. После того, как поел, убрал посуду и самостоятельно помыл её. Мой сын безумно любит воду, и поэтому на каждый день ему привила, что нужно стирать носки. Нам 8 лет и уже три года сам стирает себе носки, после прогулки стирает перчатки, в бочок относит своё грязное бельё. Любит загружать свои крупные вещи, такие как футболки, кальсоны в стиральную машину, а по окончании стирки сам встаёт на стул и развешивает своё бельё. Также мой сын, как и Ваша дочка, поливает цветы, хотя некоторых растений до сих пор страшно боится. После прогулки в обязательном порядке ставит обувь на место. Если что-то пролилось тряпочкой вытирает. Не приходится просить, делает всё сам.
Уборка по дому должна быть у ребёнка, когда захочет повторять за мамой и папой - та на здоровье, учись что-то делать сам! Я стараюсь прививать любовь к уборке, видеть в этом пользу на будущее. Если кто-то заболел в семье, я чаще делаю влажную уборку, объясняю о полезности в такой сложный период. Напоминаю дочке, что могут прийти гости (соседка забежать) и не нужно разводить бардак, а то и тебя не заметят в нём. Приучаю не только к любви бытовой, но и уважению к окружающим. Соседи - тоже люди, нам не мешают и мы им не будем. А если нам мешают - мы не берём плохих примеров, мы хорошо воспитанные. Даже в гости когда идём, моя дочь любит помочь убрать что-то, что-бы не упал кто-то, не сломалось что-то и всё было хорошо и правильно.
Конкретных обязанностей нет, но всего понемногу - есть. Стираем, моем, готовим, убираем - всё это мы делаем с радостью и знаем почему так нужно делать!
В некоторых воспитательных методиках ребёнок приобщается к домашним делам как только научится ходить. Я не знаю, правильно это или нет. У меня сын, когда я прибираюсь, может взять тряпочку и пойти в шутку протирать пыль. Да, это просто игра, но через игры происходит обучение. Если есть интерес к домашним делам, нужно его развивать.
Я считаю что обязанности должны быть у каждого члена семьи. Кто-то моет посуду, другой пол или вытирает пыль, главное чтобы не было обид между друг другом, типа одному больше нужно сделать. А для этого в моей семье, например, каждую неделю обязанности менялись. Мыл посуду, потом вытираешь пыль или моешь пол. Так честнее получается и ни кто не в обиде.
Согласна с вами, что ребенка к труду нужно приучать, пытаться объяснить, что обязанности есть у всех, но "взваливать" на плечи 5-летнего ребенка какие-то обязанности полностью, думаю, не правильно. Вполне хватит, если ваш ребенок застилает за собой кроватку и убирает свои игрушки, остальное должно выполняться по вашей просьбе или указанию. Ну нереально требовать от ребенка четкое выполнение от и до каких-то обязанностей.
Приучают к труду все по своему. Мы с сыном долго собирали игрушки вместе. Сначала он не отпускал меня, пока не уберем до конца. Потом я начала во время уборки отлучаться под предлогом, к примеру: я пить захотела. В следующий раз: мне надо срочно погладить одежду. Теперь он может и сам выполнить эту работу. Все пока в форме просьбы. И так любой посильный труд. Только никаких: должен, обязан.
Я отлично представляю себе как выглядят постиранные носочки шестилетним сынишкой и понимаю, что их лучше перестирать. А также знаю как выглядит пол или посуда вымытые пятилетней дочкой. Но ведь дело не в этом. Главное, что дети пытаются помогать маме делать какую - либо домашнюю работу, учатся этому у родителей и рано или поздно в доме вырастут настоящие помощники.
Воспитать ленивого эгоиста очень просто, надо только делать абсолютно всё, вместо Вашего ребёнка и ничего от него самого никогда не требовать - требуемый результат будет успешно достигнут. Из него вырастет неумеха и бездельник.
Детям надо ежедневно давать посильную для них работу, контролировать её выполнение и обязательно хвалить и поощрять, когда всё у них хорошо получилось. К тому же любая деятельность малыша способна укрепить его пальчики настолько хорошо, что держать ручку или карандаш в школе будет для него самым лёгким делом.