Присоединяйтесь
|
больше года назад
Дилемма: похвалить ребенка или...не похвалить?
В нашей жизни много встречается дилемм, типа вот таких: Ребенок проехался на общественном транспорте, кондуктор прошла мимо него. Он доволен, что сэкономил 20 рублей. Похвалить его за это или поругать? Как считаете? Возможно, вы еще назовете ситуации типа этой, когда родители стоят перед подобной дилеммой.
Не вижу дилеммы вообще. Это не экономия, а обман чистой воды. Что тут хвалить? Вы можете только объяснить ребенку, что экономия за счет обмана - это сделка с собственной совестью. И обычно такие сделки прогрессируют. Поэтому это не та экономия, которой можно гордиться.
А что дальше? Хвалить за то, что на кассе в супермаркете какую-то мелочь спёр?
Ситуация следующая. Для интересных уроков, познавательных дискуссий и обсуждений по моей инициативе (которую поддержал директор) было закуплено 12 учебных пособий. Их я на каждый урок приносила детям и раздавала по одной на парту. Книги эти были очень дорогие и по стоимости, и по содержащейся в них информации. Как-то после очередного занятия обнаружила, что дети сдали 10 книг. Последний урок, половина класса и след простыл, вообщем, выяснить, кто не сдал два учебника не удалось. Ни на следующий день, ни через неделю книги не вернули. Пришлось обращаться не только к ученикам этого класса, но и к их родителям на собрании, ведь я, как материально ответственное лицо, в конце учебного года должна буду сдать 12 книг в библиотеку, и мне придется докупать 2 недостающие книги за свой счет. После собрания 1 книгу вернули, ученик извинился, сказал, что машинально положил в сумку. А вторая книга оказалась у меня лишь после экзаменов. Просто один из учеников решил использовать пособие в подготовке. Принесли книгу вместе с папой (стыдно, наверное, самому было отдавать). Фраза отца мальчика была примерно такой: "Не ругайте его, он ведь благие цели преследовал". Вот и дилемма. Родители знали, что их сын без спроса взял книгу и одобрили его намерения, прикрываясь "благими целями", про других учеников и учителя они не думали. Спасибо, хоть учебник вернули.
Так и с проездом. Да, ситуации разные бывают, но хвалить за такое ребенка нельзя. Не ругать, объяснять, что так поступать нельзя.
Вопрос даже не в том -хвалить или ругать, а в том, почему же он доволен? Чего греха таить - у меня тоже бывают единичные случаи проезда "мимо" кондуктора, но это или сумки тяжелые, или самочувствие ни к черту, а так - даже если еду всю дорогу незамеченной, расплачиваюсь при выходе обязательно. Причем, вспоминая пару эпизодов безбилетного проезда, совершенно не радуюсь. В мыслях такое: нехорошо, конечно, но так получилось.
Своей дочке бы я сказала - некрасиво, но что поделаешь. Я допускаю, что ребенку неловко было окликнуть кондуктора и вручить ей деньги. Да и как ее звать? Кондуктор? Тетенька? Уважаемая? В общем - обвинять и ругать бы я не стала, но дала понять, что ездить бесплатно не-хо-ро-шо.