Присоединяйтесь
|
Пособия для раннего обучения чтению - есть ли в них смысл?
Меня учила читать прабабушка с помощью книжки "Букваренок", и читать я научилась очень рано. Сейчас же в продаже куча всяких пособий - карточек, кубиков для чтения по складам, специальных книжек - авторы которых утверждают, что они научат читать уже к трём годам. Я им не доверяю - метод Домана, допустим, рассчитан на английский язык, в котором нет падежных окончаний, как в русском. Нужны ли вообще такие пособия, или букварь по-прежнему надежнее всего?
Мои оба ребенка научились читать до 5 лет. По букварю Жуковой и в игровой форме - спокойно к пяти годам читали и пересказывали тексты. Так что толк есть в таких пособиях. Нам отдали букварь, по которому еще я училась в первом классе - он сложнее букваря Жуковой. В то, что ребенок может читать и три года я спокойно верю. Так как сын научился соединять открытые слоги (а они самые сложные) до 4 лет. Но особого желания у него не было сидеть с книгой. А у дочки было - но до 4 лет не получалось у нее соединить открытый слог. Сейчас дочь идет в первый класс, и нет ни одного нечитающего ребенка в классе.
Я конечно за ранее развитие, НО не вижу смысла в обучении ребенка 3-х лет чтению. Даже если Вы и научите ребенка соединять звуки в слоги и слова, то понимание, осмысление прочитанного придет еще нескоро. В возрасте 2-3-х лет лучше всего с ребенком познавать окружающий мир, для этого "позно или рано" не существует.
P.S Tasha-111 Листик и карандаш - это конечно хорошо, но грустно и скучно.
Смысл в них есть для их производителей, чем больше таких пособий продадут, тем больше прибыли получат. Нет, конечно, все мы рады прогрессу и облегчению рутинных дел, возможно такие пособия - идеальный клад для занятых родителей, которым некогда заниматься со своими детьми. Мы еще не дошли к моменту изучения букв и нам еще нескоро, но некоторые вещи, помогающие познать алфавит мне нравятся, например, говорящий коврик, на котором озвучиваются буквы, предметы, начинающиеся на эти буквы и поют песни. Просто нужно понимать, что мода на детей сейчас огромная и спрос приличный, поэтому появляются всякие новые "штуки", дабы заинтересовать родителей, а ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок раньше других начал ползать, ходить, читать и т.д. Вот и появляются такие "шарашкины конторы", которые учат младенцев ползать, давая им различные упражнения (хотя ребенок и так начнет ползать, природа позаботилась), а родители рады стараться, ведь это же во благо их дитю. Хотя в этом и спорный момент. Так же само и со чтением, если с ребенком заниматься по букварю и уделять время, то практически 100% вероятность того, что вы научите его читать, но просто сейчас же модно пользоваться тем, чего у других нет. Здесь уж каждый решает, что нужно, а что нет. Есть возможность - почему бы и нет, нет возможности - букварик в помощь:)
Научить ребенка читать в 3 года практически невозможно. Такое удается очень и очень редко. Сейчас, конечно же, можно, чтобы дети учились всему чуть ли не с рождения, но ни к чему хорошему такие порывы не приведут. Ребенок может и выучит все буквы, научится складывать из них слова, но понимать, скорее всего, он не будет. Просто напросто малыш запомнит все чисто механически, а читать будет по смыслу или же по памяти. Более того, велик риск, что другие навыки, которыми ребенок должен будет обзавестись, останутся неосвоенными.
Если же говорить конкретно о методиках, о системах обучения, то выбор того или иного способа будет довольно субъективным, поскольку нельзя однозначно сказать, что из этого лучше всего подойдёт для конкретного ребенка. Таких методик можно найти множество. Выделяют чтение по буквам, по складам или же целыми словами – это основные, но есть еще ряд других.
Если говорить об обучении чтению по буквам, то, пожалуй, эту методику обучения чтению можно назвать самой распространённой и даже классической. Принцип кажется простым: сначала малыш запоминает отдельные буквы, а потом учится читать из них слова. Раньше именно так учили читать абсолютно всех.
Изучать буквы можно в любом возрасте, но осознанно понимать, что от него требуют, ребенок сможет только в 3, 4 или даже 5 лет. Во многом все зависит от характера малыша, самих родителей, а также правильности подхода к процессу обучению. Для начала нужно показывать ребенку слово, состоящее из уже выученных слов, а затем через разные наводящие вопросы он сможет узнавать их. Например, можно спросить, где в этом слове буква А. Если ребенок затрудняется ответить, то нужно показать ее, а затем через какое-то время спросить вновь. Обычно с этим не возникает особых сложностей. Следующий этап - переход к самостоятельному чтению, и он будет самым сложным и может длиться несколько месяцев. Задача состоит не только в том, чтобы назвать отдельную букву, но и составить из них слово. Из "М", "А", "М", "А" прочитать "МАМА". На эту тему существует множество игр и пособий. Тут подойдет и старые добрый классический букварь и современные игрушки, которых сейчас можно найти множество.
Данная методика старая, всем известная и давно себя зарекомендовавшая и имеющая ряд плюсов. Во-первых, интуитивно понятно, что нужно делать. Во-вторых, к данной методике можно найти множество материалов – это мультфильмы, разного рода электронные игры.
Минусы, к сожалению, тоже имеются. В частности отмечается довольно медленная скорость чтения. Поначалу ребенок привыкает читать так, как он проговаривает каждую букву - "ЭМ", "А", "ЭМ", "А". Воспринимает информацию он точно в таком же темпе, и ускориться затем, будет очень и очень непросто.
Также отмечается сложность в переходе от называния отдельных букв к целому слову. В большинстве случаев этот этап затягивается на длительное время и вызывает у ребенка непонимание, а также возможна и потеря интереса к чтению вообще. Многие дети стесняются читать слово, так как испытывают неуверенность и очень боятся ошибиться при этом.
Да и буквы приходится заучивать, на что придется тратить довольно много времени и возвращаться из-за этого к пройденному материалу.
Всего за один день я научу читать ребёнка и при этом буду пользоваться одним тетрадным листочком и простым карандашом. Я буду писать большими печатными буквами, произносить эти буквы, а ребёнок освоит алфавит, запомнит его и начнёт связывать буквы в слоги, а слоги в слова. Дальше он научится соединять прочитанное слово с возникающим образом. Нет проблем научить малыша читать с любой книжки, новой или старой, с картинками или без, используя методику Зайцева или Никитина. Главное - читать научить правильно и чем быстрее малыш освоит чтение, тем лучше.
Но дело всё в том, что этому должно предшествовать развитие памяти, развитие внимания и развитие воображения, а для этого одного белого листочка с карандашом будет мне недостаточно. Тут уже все средства хороши, и пособия, и Букварёнки, и кубики, и палочки, и много чего того, что у детей может вызвать интерес и желание учиться. Готовят детей читать у нас обычно три года, а учат читать за тридцать минут. Есть исключения из общего правила, эти исключения становятся маленькими гениями и я их просто обожаю.