Присоединяйтесь
|
больше года назад
Ребенок не откликается на свое имя.
Нам полтора года, но мы не откликаемся на свое имя. Не показываем пальцем где кто, или что находится. Это может быть как вариант нормы? Или все таки надо идти к специалисту? Приехала свекровь и "мучает". Энергии у нас через край: бегает, скачет, любит котиков-собачек-курочек. А где мама показать не может.
Оно-то, может быть, и особенность развития конкретного ребенка. Может быть, ему просто не интересна игра "покажи где мама". Но я бы все-таки сводила бы ребенка к неврологу, потому что точно помню, что моя дочка в полтора года уже простые предложения говорить пыталась, вроде "то-то лежит там-то", называла себя в третьем лице и что именно она делает. На своем языке, конечно, упрощенным.
А может быть, просто потренируйте сына - поиграйте с ним, заинтересуйте этим видом умственной деятельности, если начнет реагировать - все в порядке. Он у вас просто не реагирует на свое имя, или на предложения с материальным стимулом (типа "сынуля, иди сюда, дам вкусное") тоже не реагирует?
Не знаю, мы так часто рассказывали и расспрашивали у детей кто есть кто, что не заговорить в полтора года, в принципе, было невозможно. Поэтому, у меня закрадывается впечатление, что Вы мало общаетесь со своим ребенком. Если Вам кажется, что вполне достаточно, то остается только обратиться к врачу, но не думаю, что он сможет повлиять на развитие Вашего ребенка.
А свекровь к вам часто приезжает? Воспринимает ли ваш ребенок ее как родного человека? Я эти вопросы задаю, так как знаю, что мой сын при чужом человеке (даже при родственнике, которого очень редко видит) не будет ни говорить, ни показывать что бы то ни было.
А если такая ситуация была и до приезда свекрови, то может, и стоит обратиться к специалисту. Мой сын показывал на маму, папу, бабушку, дедушку, машинку уже в 8 месяцев. Сейчас, когда бабули-дедули приезжают и задают ему такие же вопросы, он пробегая мимо, ткнет пальцем в вопрошаемый предмет, скажет: "Вот", - и побежит дальше. Если вопросы аналогичные повторяются, то может и игнорировать их - надоедают они ему.
Мы на месяц старше. На имя откликаемся неохотно, очень редко. Я уже на это даже внимания не обращаю. Где-то читала, что у детей в этом возрасте очень много интересных дел - весь мир вокруг надо обследовать, поэтому "им не до того". Как-то так. Пальцем тоже показываем редко, лишь месяца два как начали это делать. Показывает лишь зверей в книгах, а маму-папу-бабушку тоже нет. Уверена, что вам переживать не стоит, все у вас хорошо.
Для каких-то отклонений или проблем есть определенные симптомы, а не ребенок маму не показывает, не такой как ровесники. Мой ребенок вообще начал что-то показывать перый раз деду, он всегда к нему тянется, какие-то первые типа "покажи какой ты большой", копирование мимики, у нас подхода не было что-ли. Ну и элементарно могут быть еще незрелые мозговые центры отвечающие за понимание языка. Например у подруги малая в год выполняла все команды, покажи, дай, сделай, понимала очень хорошо все, это было видно, мой большей половины из этого в полтора еще не понимал.
Обращение по имени является частью речи, поэтому реагировать на имя малыш должен начинать еще в подготовительный период формирования ее, когда у него закладывается первичное понимание названий предметов. Происходить это должно примерно в возрасте 7-10 месяцев. Иногда некоторые мамы говорят, будто бы их ребенок начинает реагировать на свое имя уже в возрасте 6 месяцев. На самом деле это не так, и он просто-напросто обращает внимание на мамин голос. Но бить тревогу раньше времени не стоит, если этого не происходит к указанному периоду. Каждый ребенок развивается по своему, и данный вопрос тоже является вещью индивидуальной. Ведь есть дети, которые к 10 месяцам уже говорят по несколько слов, а есть - которые говорить начинают только к 2 годам.
Но если эти сроки слишком уж затянулись, то проблемы могут быть в слуховом аппарате, также есть риск отклонения в психологическом развитии, а еще проблема в недостатке общения и издержках воспитания.
Чтобы точно определить причину, почему ребенок не реагирует на свое имя, после года следует обратиться за помощью к специалистам. Для начала к отоларингологу или сурдолог. Они проверят слух у ребенка, особенно часто проблемы с ним возникают после перенесенных заболеваний органов дыхания, уха, горла или носа (например: отита) или при врожденных проблемах. Перед посещением врача проверить слух нужно в домашних условиях, а затем уже о результатах сообщить специалисту. После проведенного обследования, вам обязательно дадут рекомендации по повышению уровня слуха, и ребенок начнет реагировать на имя.
Еще стоит проконсультироваться с невропатологом и психологом, чтобы определить соответствие уровня психологического развития возрасту. Считается, что если у ребенка в возрасте года отсутствует реакция на свое имя, то в данном случае можно практически с полной уверенностью подозревать задержку в развитии, аутизм или нарушение коммуникативных функций, и отправляют на более тщательное обследование.
Но нужно учитывать еще некоторые аспекты. Если речь ребенком понимается, он интересуется звуками, которые слышит вокруг себя, и при этом нет лишь реакции на его собственное имя, то из этого можно сделать вывод, что развитие проходит нормально, и причина заключается в его непонимании, что это его имя, или он знает об этом, но просто не хочет откликаться в силу своего характера.
Ребенка нужно обязательно учить своему имени, а начинать примерно с 3-4 месяцев. Т.е. дать понять, что обозначает это слово для него самого. Сделать это несложно. Например, нужно показывать ему любой предмет, называйте предмета, а после, дотронувшись до ребенка, его имя. При обращении, когда ребенок еще совсем маленький, использовать можно одну форму его имени, а уменьшительно-ласкательные фразы лучше пока вообще исключить. Всегда перед тем, как взять его на руки, нужно к нему подойти, окликнув по имени и подождать реакции. Нужно как можно чаще называть ребенка по имени, ставя его в начале предложения, особенно когда хотите заинтересовать.
Очень часто бывает и такое, что с ребенком все нормально, имя свое он знает, но ему просто не хочется откликаться. Возможно, что он избалован их вниманием и ему нет необходимости реагировать, когда кто-то к нему обращаются или же таким способом он показывает свою капризность.
Мой сынок на вопросы: где мама? где папа? где (свой вариант)?; тоже пальцем не показывает. Если про кого-то из людей спрашиваю, то просто смотрит в его сторону. Ко мне или к папе может подбежать и обнять. Когда про предмет или игрушку спрашиваем, то начинает искать глазами, иногда бегает искать в других комнатах. Если не находит, то просто бежит по своим делам, переключаясь на что-то другое. Не думаю, что стоит сильно паниковать. Научиться еще. Может вы ее спрашиваете, когда она чем-то другим сильно увлечена? На свое имя сынок мой тоже далеко не всегда откликается. Вот только недавно, с месяц назад начал активно реагировать, когда его по имени зовут. Для успокоения своих нервов спросите мнение педиатра. А свекровь всегда найдет повод помучить, обязанность у них такая, наверное. :)