Присоединяйтесь
|
больше года назад
Мы до сих пор не разговариваем
Нам уже три года, а разговаривать совсем не хочет. Просто издает какие-то звуки, я их то понимаю, но другие не понимают. Нам идти в садик, а я переживаю, что нас не возьмут из-за того, что мы не разговариваем. Если что-то нам надо, нам проще тыкать пальцем и издавать звук и требовать ему это дать. Когда он заговорит.
Сначала хорошая новость: у ребенка есть автономная речь, а значит, скорее всего, задержка речи - индивидуальная особенность, не связанная с какими-либо проблемами. Плохая новость: как ни крути, у ребенка есть отставание как минимум по одному параметру на один или два эпикризных периода, поэтому подробная диагностика нервно-психического развития хотя бы для своего успокоения не помешает.
Мой сын тоже долго не хотел говорить. У него был нужный набор на день и все, больше он ничего не говорил. Как другие дети, которым рот не закроешь, а он молчал или ограничивался самым минимальным вопросом, например: "Что это?". И так было довольно долго. Причем знал и понимал он очень много. Я с ним много занималась и читала ему. Просто есть такой тип людей. Лишнего слова из них не вытянешь. Постепенно его речь усложнялась, к шести годам он говорил почти хорошо и я все понимала. Но когда с ним говорили незнакомые люди или психолог в садике у него резко пропадала половина букв, он просто переставал их проговаривать, хотя при мне все говорил четко. Не было у него только букв Р и Л твердых. Я отвела его к логопеду и за пол года занятий проблема исчезала. Только иногда он не может сказать твердо ЛА, а звучит как мягкое ЛЯ. Но я думаю, что и это пройдет.
Наша речь каким-то непостижимым образом связана с мелкой моторикой и чем лучше развиты пальчики малыша, тем лучше он говорит. Я когда водила сына к логопеду так она 45 минут из часа просто играла с ним в разные игры, давала ему задания на улучшение мелкой моторики. Он там играл с крупой, пуговицами и другой всякой мелочью. Так что в три года вести к логопеду я думаю рановато. Играйте с сыном, заставляйте его произносить четко хотя бы те слова что он говорит. И не повторяйте моей ошибки, поправляйте слова сразу. Просто я всегда была с сыном и настолько привыкла к его речи, что перестала его поправлять. Иногда и сама говорила как он, а этого делать нельзя. Мама и папа должны четко проговаривать все буквы и слова, а ребенок будет повторять, из этого даже можно придумать игру.
А в садик ведите смело, понять его всегда смогут, а ему в любом случае придется расширить словарный запас.
У моей дочери в группе тоже были детки, которые сначала практически не разговаривали. В садик их взяли без проблем, ведь умение ребёнка хорошо говорить не является главным условием принятия в садик. Главное это уметь самостоятельно кушать и проситься на горшок. Всему остальному детки быстро учатся в коллективе. Так же было и с детками нашей группы - спустя пол года они заговорили на равне с остальными детьми.
Обязательно проконсультируйтесь с доктором, но думаю в три года ещё рано водить ребёнка к логопеду. Понаблюдайте за развитием его речи после пары месяцев хождения в садик, может логопед вам и не понадобится.
У меня с сыном была такая же ситуация. Ему было три года и он не разговаривал, только отдельные слоги произносил. В три года нас взяли в детский сад без проблем и сказали, что паниковать рано. Вот если в 4 года не разговаривает, то тогда надо что-то делать. Ребенок и 4 года не заговаривал. Тогда нас в детском саду определили в логопедическую группу, где с малышами каждый день проводятся индивидуальные занятия с логопедом. Плюс нам участковый педиатр посоветовала обратиться к детскому неврологу, который расписал курс приема медицинских препаратов и курс физиопроцедур, которые мы добросовестно пропили и физиопроцедуры все прошли. В 4 с половиной ребенок начал разговаривать резко, заговорил целыми предложениями в течении недели. Правда многие звуки выговаривал неправильно, поэтому в логопедическую группу мы продолжали ходить. Ежедневные занятия с логопедом дали очень многое.
Вывод: каждый ребенок развивается индивидуально и в 3 годика пока паниковать рано. В детский сад возьмут без проблем.
На самом деле четких рамок не установлено, когда ребенок должен начать говорить. Кто-то и в 2 года начинает изъясняться предложениями, а у кого-то этот навык еще долго «хромает» вплоть до 4-5 лет. Волноваться родителям, если их ребенок не разговаривает, нужно тогда, когда есть заметные отклонения от средних сроков.
Речь должна развиваться активно примерно до года, только это не четкие слова и предложения. В 5-6 месяцев должно быть так называемое агуканье, в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Ребенок должен произносить отдельные слова из повторяющихся слогов: ба-ба, ма-ма, па-па и т.п. В 1,5-2 года появляются слова посложнее, складываются словосочетания из них, простые фразы. Ребенок должен называть знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия. В 3 года речь должна быть уже неплохо развитой. Ребёнку необходимо уметь описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. В 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг. Если есть заметная задержка в речи, то необходима консультация у логопеда.
Вероятные причины, по которым ребенок не разговаривает, как положено, развиваются под воздействием нескольких факторов. Возможно и такое, что есть какие-то врожденные аномалии развития, которые усугубляются неправильным поведением родителей, когда те не хотят общаться с ребенком на достаточном уровне. Прежде всего, родителям надо четко понять, почему малыш не говорит: не может произносить определенные слова, звуки или ему просто не хочется общаться с окружающими.
Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.
Причины врожденных проблем с речью, чаще всего связаны с тяжелыми родами, когда повреждаются отдельные участки мозга. Такие дети должны быть под постоянным контролем со стороны врачей и родителей. В большинстве случаев все отклонения, связанные с этим, заметны на первом году жизни. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Бывает и такое, что речь не развивается из-за врожденной глухоты, но это диагностируется очень рано. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность, детский аутизм. Последнее встречается в наше время очень и очень часто. Такие дети живут «в своем мире». Аутист – это вполне нормальный ребенок, но он погружен полностью в себя. Ему самому не требуется общение с окружающими, ребенок от этого не страдает, и начинать говорить он не торопится. Если есть подозрение на это довольно серьезное заболевание, то нужно обращаться к тому же неврологу, а затем такой ребенок должен находиться под наблюдением психолога, психотерапевта.
В вопросе, связанном с развитием речи, есть очень много нюансов. Невозможно точно сказать из-за чего ребенок не говорит, хотя по нормам уже должен. Факторов, оказывающих влияние, немало. В последнее время у родителей катастрофически не хватает времени не только на то, чтобы позаниматься с детьми, но и чтобы общаться с ними. Возникает дефицит речевого общения, которое и порождает проблемы с речью. Самое удивительное, но родители сами порою не понимают, что именно они и виновны в том, что у них ребенок молчун. Они абсолютно не хотят разговаривать с детьми, постоянно кричат на них и произносят фразы: «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами». Все это накладывается друг на друга и приводит к тому, что у ребенка совершенно пропадает желание разговаривать. Ему гораздо проще сидеть тихонько в углу в компании с каким-нибудь гаджетом и никому не мешать. При этом для родителей подобная картина будет идеальной, ведь их никто не отвлекает, и они могут заниматься своими делами.
Психологи же считают сложившуюся ситуацию своего рода ухода ребенка в себя катастрофической. В итоге все заканчивается и задержкой речевого развития, и скованностью, и проблемам во взаимоотношениях в социуме, и возможен отказ от живого общения.
Для ребенка очень важен контакт с близкими людьми, разговоры, совместное чтение книг, разучивание стихов, пение песенок. Но взрослые считают, что их вполне заменит телевизор, компьютер, планшет и т.п. Современные гаджеты очень удобны, ведь не приходится постоянно отвечать на детские вопросы «Почему?». Психологи без труда обнаруживают детей, у которых был дефицит прямого с родителями. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие. Если возникло что-то подобное, то, прежде всего, исправить все указанные ошибки и обратиться за консультацией к психологу, к логопеду.
Если ребенок не говорит в три года, то без помощи специалистов тут не обойтись. Ждать, что вдруг речь наладится сама собой, когда уже ребенку более трех лет, бесполезно, все может только усугубиться и многое исправить будет уже проблематично. Если самостоятельно найти подход к молчуну не получается, то необходимо обращаться к специалистам: отоларингологу, логопеду, психологу, детскому неврологу, психотерапевту. Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему.
Нужно начать посещать логопеда и психолога, которые будут сами проводить занятия, а также покажут, что нужно делать в домашних условиях. Не лишним будет и посещение развивающего центра, который специализируется именно на проблемах с речью. Родителям нужно изменить свое отношение к общению. Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Постепенно у ребенка уйдет смущение, и он избавится от сковывающей скорлупы, мешающей общаться с окружающими. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой на абсолютно разнообразные темы, тем скорее наладится речь.
У каждого ребенка речь развивается индивидуально. Слышала случаи, когда лет до трех ребенок не говорил, а потом так заговорил, что не остановить было. Только вот в таких случаях надо обязательно исключать возможные заболевания, которые могли стать причиной такой речи у ребенка. Вы к врачу ходили, что он говорит? Возможно, необходима помощь логопеда.