Присоединяйтесь
|
больше года назад
Как отучить ребёнка жадничать?
Дочке скоро четыре года. Очень добрая, общительная, приветливая, послушная девочка. Но, очень жадная. Делиться не хочет ни с кем. Ни с мамой, ни с младшей сестрой, ни с друзьями. Даже то, что ей совсем не нужно она не отдаст. Я уже не знаю как это исправить. Я и объясняла, и показывала, и рассказывала... Бесполезно.
О, я тоже ищу варианты как с этим бороться, потому что в памяти один вариант, который применяет моя соседка, это довольно смешно, хотя и действенно на первых порах: перед визитом гостей нужно спрятать все вещи, которыми ребенок не собирается делиться, а оставить только довольно старые и неинтересные... Если же встреча на нейтральной территории, то лучше пусть не будет никакой игрушки, чем они будут воевать за одну колясочку, которая там есть, поэтому ее автоматически надо прятать и даже, чтобы даже краем глаза дети ее не заметили. Я с этим не совсем согласна, таким образом мы как бы откладываем эту проблему на потом, когда ребенок будет готов слушать, но как тогда определить то время, когда ребенок готов и сколько времени тогда заниматься этими воспитательными работами, так получается, что из одной проблемы создается несколько
На самом деле, вы зря переживаете, ведь в таком возрасте большинство родителей сталкиваются с детской жадностью. Паниковать при этом не нужно и судорожно пытаться найти способы тут же от нее избавиться. Все дети в возрасте 2-3 лет – эгоцентрики. Это заложено природой. Они ощущают себя в центре всего, а все, что рядом – это их продолжение. При просьбе дать вам игрушку, ребенок сталкивается с проблемой - вы, по его мнению, требуете его частичку.
Получается, что ребенок не может понять, а почему это любимая мама пытается отдать его часть совершенно чужому человеку. Может причина в том, что его не любят, думает он. В этот момент ребенок пытается найти причину своего проступка. Так что жадность – это не свойство характера, а лишь то, что выставляется напоказ в момент психологических трудностей. Так задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть вот эти психологические проблемы.
Родителям, к большому сожалению, нет времени возиться с собственным ребенком. Чаще всего его воспитанием занимаются бабушки и дедушки. Повезет, если присматривать за малышом будет няня, имеющая педагогические навыки, но все равно полноценно заменить родную маму у нее не получится. Связь между родителями и детьми нарушается, эмоциональная зависимость друг от друга сводится к минимуму. В результате, на детской психике накладывается отпечаток. Подарки от родителей воспринимаются, как ценность, которую надо беречь и защищать. До тех пор, пока между ребенком и мамой с папой не установятся доверительные отношения, бороться с детской жадностью попросту бесполезно. Единственный вариант – это работать над своими отношениями.
Установлено, что малыши до двух лет вообще не ассоциируют себя с вещевым окружением. Только на третьем году, посещая детский сад, они начинают понимать, что некоторые вещи принадлежат только ему. Тогда он начинает воспринимать одежду, игрушки своими. Только такое восприятие отличается от взрослого. Ребенок думает, что все личные вещи – это его частичка. И получается, что если кто-то просит игрушку, то подобное воспринимается как посягательство на него самого. Так что это никакой не эгоизм и не каприз, родители должны продемонстрировать ребенку, что его потребности уважают. Если это не выйдет, то в будущем жадность станет уже чертой характера. Замечено, что более щедрыми становятся те дети, которые уверенны, что их любят.
Причем обсуждать тему жадности с ребенком нужно всегда, независимо от того, существует ли такая проблема на данный момент или же нет. Ведь эта неприятная черта может проявиться в любой момент. Родители совершают еще и такую ошибку, когда стыдятся, что их ребенок не делится игрушкой и забирают ее силком.
Если ребенок отказывается делиться с другими детьми, то родителям надо взять себя в руки и успокоиться, сердиться недопустимо. Лишние эмоции здесь будут лишними. Надо спокойно попросить ребенка, чтобы тот поделился, настаивать нельзя. Если помогло, то хорошо. Если же результата нет, то надо переключить внимание конфликтующих детей на что-то другое более интересное. Можно предложить ребенку другую игрушку, взамен той, которую он хотел отобрать, но только с разрешения своего. Вступать в конфликт с мамой чужого ребенка не допустимо. Всегда надо спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то вещь.
Маленькие дети не понимают, что такое жадность и происходит у них это неосознанно. Все дело в неких психологических проблемах и дисгармонии. Подобное может возникнуть, если дети воспитывались в неполных семьях или в детских домах. Но даже и при наличии обоих родителей не все нормально, например, если у них нет времени, чтобы проявить внимание к своим детям или же не умеют проявлять свои чувства. В такой ситуации подарок от мамы или папы является особенно ценным, ведь это своего рода замена неполученных чувств. Делиться игрушками и сладостями очень сложно, чтобы это исправить, нужно корректировать полностью всю систему отношений внутри семьи.
К жадности может привести ревность к братьям или сестрам. Особенно это проявляется в тот момент, когда появляется младший ребенок. Старший может усомниться, что его по-прежнему любят, ведь внимание теперь оказывается в основном новому члену семьи. Затем младший ребенок начинает ломать игрушки и это тоже задевает. В большинстве случаев малышу за это никакого наказания не наступает.
У ребенка может проявиться желание доминировать, быть главным, значимым, что тоже является проявлением жадности. Таким детям потакают все члены семьи, а за невыполнение прихоти, закатывается истерика. Делается это все напоказ и ребенок старается проявить себя во всей красе на публике.
Бывают случаи, когда за жадность принимают всего лишь застенчивость ребенка и неумение налаживать контакты. Он может сидеть в уголке, обнявшись с единственной игрушкой и наблюдать, как играют остальные. В таком случае, в руках у ребенка единственный близкий и знакомый предмет в окружающей обстановке. И на просьбы других детей, поиграть с его игрушкой, он, конечно, может отказать им, чтобы сохранить ощущение безопасности.
Еще и бережливость могут ошибочно принять за жадность. А за ней стоит лишь страх, что игрушку могут сломать, испортить, если дать кому-то с ней поиграть. Такой ребенок старается обращаться со всеми вещами аккуратно и поделится ими лишь с теми, кому доверяет.
Родителям надо уяснить, что собственность ребенка надо уважать и насильно не заставлять кому-то одалживать игрушку. В противном случае он может перестать доверять родителям. А в дальнейшем все придет к тому, что ребенок не захочет помогать окружающим даже в обычных просьбах.
Надо всегда поощрять ребенка и говорить, какой он добрый, щедрый, храбрый и т.д. Можно рассказывать истории о людской щедрости и доброте. Нужно помогать ребенку, создавать лучшее представление о себе, ведь на основе этого и строится поведение.
Стыдить, наказывать нельзя, обзывать жадиной тоже недопустимо. За все, пусть даже пока еще редкие случаи щедрости, нужно хвалить, а вот заострять внимание на том, что он что-то пожалел нельзя.
Родители должны предоставить возможность ребенку самостоятельно проявлять свою щедрость, лишь изредка подсказывая, как это сделать лучше. Гораздо большего эффекта можно добиться, если показывать примеры на собственном примере.
В обществе детей нужно учить ребенка меняться игрушками, но прежде надо его научить, что отнимать нельзя. Прежде надо обязательно спросить разрешение. Если идете в гости, то с собой следует захватить и свои игрушки, чтобы обменяться ими с хозяйскими.
Так что ребенок, по сути, не виноват, что он жадный, в столь малом возрасте он и не понимает, что это такое. Задача родителей как раз таки научить, что надо делиться, что это нормально и взрослые люди так и должны себя вести. А вот в старшем возрасте дети поступаю уже осознанно, когда ни с кем не хотят делить, а все из-за того, что не были этому обучены в раннем детстве.
А попробуйте пожадничать в ответ и посмотрите, что будет. Не дайте ей конфетку, книжку игрушку. Скажите, ты не делишься и я не буду, и остальные пусть также себя ведут. Если не делится, можно и обидится на неё, сказать, что с жадиной не хотите разговаривать. Если заплачет, ничего страшного, значит начала понимать, что делает что то не так. Можно предложить меняться, не даёшь яблочко? А я тебе конфетку не дам? И не давайте просто так, не идите на поводу.