Присоединяйтесь
|
больше года назад
Как пережить переходный возраст и поддержать успеваемость в школе?
У меня похоже начинается паника. Мой старший сын всегда хорошо учился в школе. Сейчас у него переходный возраст и учёба для него как-то отодвинулась на второй план, поэтому и успеваемость тоже снизилась. Сколько не разговаривала с ним, вроде всё понимает, что нужно учится, а в итоге всё равно тройки приносит домой. Себя успокаиваю, может это переходный возраст так влияет на внимательность и вообще на успеваемость в школе. А вдруг этот период затянется и он скатится вообще в троечники, обратно время не вернёшь. Кто уже был в такой ситуации, как у ваших детей прошёл переходный возраст?
В большинстве случаев подростки учатся для того, чтобы не ругали родители, чтобы отпускали гулять, чтобы бы что-то купили и т.д. Возникает это из-за того, что и учителя, и родители обращают внимание лишь на отметки. В очень редких семьях ребенку прививают стремление ни к хорошим оценкам, а именно к получению знаний, объясняют, чем ценно образование. Связывают его с карьерным ростом в дальнейшем и материальным благополучием. Очень редкие учителя и родители хотят получить от ребенка не оценку, а именно знания, ведь пятерка очень часто ни о чем не говорит. Вполне возможно, что за ней стоит лишь вызубренный материал, который тут же забылся после урока.
Проведенные опросы среди подростков показывают, что школьники неуспеваемость чаще всего связывают с отсутствием у них необходимых способностей: невнимательность, плохая память, неумение думать и много других. Причем младшие школьники среди причин называют недостаточные знания, невозможность хорошо учиться, а вот ученики более старших классов винят лень, безволие, неумение, говорят о желании улучшить, внимание, память, мышление.
Мотивировать подростков к учебе должны не только родители, но и учителя. В основу оценки качества знаний учеников следует вкладываться не только количество пятерок. Должен быть по возможности индивидуальный подход к каждому школьнику. Он заключается в умении похвалить одного и не афишировать успеваемость другого. Сравнивать учеников между собой недопустимо. Сопоставлять надо каждого школьника только с самим собой, что сегодня он смог подготовиться гораздо лучше, чем вчера.
Причины плохой учебы нужно искать и дома – в родителях в частности. Ведь по большому счету практически все индивидуальные природные особенности, которыми обладают дети, могут быть схожи со способностями самих родителей. У большинства отстающих учеников мамы с папами точно также не были отличниками в свое время.
Также стоит рассмотреть и отношение самих родителей к учебе и к знаниям. Ведь вполне возможно они сами не читают книги, не развиваются, не интересуются новым. Довольно странно в таких случаях ожидать от их детей, что они будут тянуться к знаниям. Со стороны родителей может наблюдаться высокомерное отношение к людям вообще и к учителям в частности. Они не прививают детям, что учеба – это большой труд. Или родители настолько заняты, что не проявляли никакого интереса к школьным заботам ребенка в начальной школе. Впоследствии помочь будет очень проблематично.
Так что надо, прежде всего, начинать с себя, а не требовать с пеной у рта только пятерок и не баллом ниже. Заставить учиться по настоящему не получится никогда, можно лишь добиться голых положительных оценок, не подкрепленных никакими знаниями, а лишь зубрежкой. Единственный вариант привить любовь к учебе – это мотивировать подростка, увлечь его. Вариантов множество. Можно рассказывать о будущей профессии, о том, что если учиться, то потом можно построить карьеру. С помощью знаний подросток сможет стать лидером среди сверстников. В конечном итоге у него будет повышена самооценка и самоуважение.
Успокойтесь и запасайтесь терпением и валерьянкой для особо тяжелых случаев. У моего старшего сына картина в 7-8 классе была один-в-один: невыученные уроки, хромавшее поведение, и в итоге тройки за четверть, хотя он неглупый парень.
Тут виной действительно подростковый период, становление собственного "Я". По ряду предметов мой скатился потому, что был конфликт с преподавателем, то есть он отказывался выполнять какие-то требования в штыки. По его мнению, эти требования - такая чушь несусветная, считал, что к почерку придирается. Очень остро реагировал. Когда гормоны перестали уже бушевать, стал рассудительные, сейчас я ему просто говорю:" ну ты же знаешь, как ваша Марь Иванна плохо к этому относится, не лезь на баррикады". Он стал гибче, и оценки выправились.
Некоторые мальчишки скатились, потому что вдруг решили, что учиться хорошо - это некруто, и в будущем хорошие оценки никаких бонусов не дают. В чем-то они правы (психологи вообще пришли к выводу, что самые преуспевающие люди вырастают почему-то из троечников ), в данном случае нужно разговаривать, убеждать, рисовать не туманные, а конкретные перспективы. Что только высокий балл даст возможность поступить в хороший ВУЗ.
Однажды я спросила у мамы его одноклассника- отличника :"Ну как ей то удается контролировать учебу сына?". Ответ прост: она оказалась жестким человеком, и за плохие оценки просто отнимала у него компьютер.
Со своим же сыном я тоже могла только договариваться, никакие угрозы и запреты не действуют на подростка, наоборот, распаляют еще больше. Пробовала пригрозить "отменой" компьютера - получила форменную истерику. Да, я совсем не диктатор, как и Вы, видимо, либерализм - наше все.
Поэтому терпите, беседуйте, и ждите. Он перерастет, поумнеет. К слову сказать, мой проучился 7-8 класс плохо, но к 9 в голове что-то "щелкнуло", и троек нет. Текущие есть, но в аттестате не будет.