Присоединяйтесь
|
Кто должен разрешать школьные конфликты?
Периодически появляются известия о ЧП в школах, связанных с конфликтами школьников. Раньше такого было меньше, может просто все были добрее, отзывчивее, да и информационных поводов поменьше было. Так вот, вспоминается давнишний конфликт дочери с одноклассниками. Развился он по поводу мест в команде по чирлидингу и костюмов, их не хватало. Классная руководительница, довольно черствая дама пенсионного возраста, сама подогревала его, рекомендуя всем претендентам не уступать, идти до конца в дележке, при этом утверждала, что конфликта нет. Узнала я об этом от детей. В итоге детишки-семиклассники уже начали угрожать моей дочери убийством в соцсетях, считая, что лишняя она, а та по совету учительницы отступать не желала. Всплыли какие-то давнишние сплетни и обиды. В итоге, пришлось разбираться самой в школе, да еще мама нашей "соперницы" присоединилась. Классная руководительница вмешиваться не желала, говорила, что когда-то ее сын враждовал с одноклассниками, приходил избитый, в крови, а она не лезла, и мне не советует, но я подобной участи не желала. Пришлось припугнуть КДН. Лишь тогда пригласили всех участников конфликта на очную ставку, стали разбирать кто что сказал. Детей помирили, они потом дружили все до выпускного. У сына тоже не все гладко, но там классная руководительница другая, переживает за ввереных ей детишек. Как считаете, должны ли родители разрешать конфликтные ситуации школьников, какая роль в этом у учителей? По моему, школа и родители должны вместе сотрудничать и быть добрее, на месте любого конфликтующего может оказаться наш ребенок.
Я думаю, что именно классный руководитель должен и обязан вмешиваться и вести с детьми беседы. Обязан учить дружить, общаться без крика, выяснять отношения доводами, а не руками. И никак не на родителей эта участь не должна накладываться. Классный руководитель - вторая мама. И вот эта самая мама (если это настоящий педагог) должна решать все конфликты. У нас на собрании решаются разные вопросы, но классная всегда говорит, что передряги разного рода всегда случаются и решает она их с детьми сама и только в крайнем случае просит помощи родителей. Если родителям приходится идти в школу и разбираться с детьми, значит классный руководитель не на своем месте.
Я сторонница того, чтобы дети сами учились разбираться между собой.
НО, если эти разборки не переходят разумные пределы. Избитый в кровь мальчик, это не мальчик, пришедший с синяком. Избить можно так, что человек на всю жизнь останется инвалидом, прикованным к кровати, или даже помрёт от побоев. Угроза убийством, как в конфликте с девочкой - вещь серьёзная, тем более что действуют подростки.
В случае же с девочкой автора, нужно не только вмешаться, а обратиться в милицию с жалобой на учительницу. Человек явно психически больной и представляет угрозу для детей. Конфликт возник на пустом месте и решился бы за пять минут элементарно:
1. Убрать лишних девочек из группы. Или провести конкурс или применить волевое решение. Девочкам будет обидно, но не смертельно.
2. Предложить родителям всех девочек скинуться на костюмы. Вряд ли сумма будет слишком большая.
3. Выступать по очереди.
4. Одеть девочек, которым не хватило костюмов по другому. Знаете, как в танцевальном коллективе, все в белых костюмах, а солист в чёрном. Если проявить элементарную фантазию, то выйдет лучше, чем когда все девочки одеты одинаково.
Учитель же не просто не вмешался, он и создал конфликтную ситуацию. "рекомендуя всем претендентам не уступать, идти до конца в дележке". Как? Убить соперницу и надеть её костюм для выступления? Извините, но это уже уголовщина!
У моих детей были мелкие конфликты, но они решали их сами, ничего серьёзного там не было. Дети приучены решать всё мирным путём, Младший правда дрался пару раз, но не избивал, и в крови не приходил.
Раньше тоже конфликтов в школах среди детей хватало, а в определенном возрасте подростки стараются справляться сами, а не привлекать учителей или родителей, нарываясь на ярлык "ябеда" и обструкцию. По крайней мере, так было в моем детстве. Но везде все по-разному, наверное. Желательно, чтобы дети учились сами решать свои конфликты со сверстниками (а что мешало им собраться и выяснить между собой, кто что и кому говорил, и почему - не подымая на уши родителей и учителей?).
Должна ли классная руководительница разбирать ситуации "кто кому что сказал"... Я думаю, нет, так как она не ведущая передачи "Дом 2", ей и прочих обязанностей по организации класса хватает. Моя любимая классная руководительница жалобщиков на тему "а она обо мне сказала..." обрывала устным наущением "меньше слушать и пересказывать, кто что о ком говорит, а больше учить уроки". Но был случай, когда услышала сплетню и поставила нашей главной сплетнице неуд по поведению за разговоры на уроках... А вот случаи физического насилия учеников друг над другом разбирала очень строго - и того, кто от слов перешел к кулакам, наказывала жестко. Главного драчуна даже уж не знаю как, но заставила перейти в другую школу.
Я думаю, нужно не классного руководителя заставлять разбирать детские конфликты (все равно всей правды ему никто не скажет), нужно детей своих научить правильно реагировать на конфликтные ситуации и правильно себя в них вести. Например, тот же костюм чирлидера... я не вполне поняла, как именно за него боролись девочки и как осуществлялся выбор достойных его или недостойных - путем голосования членов команды? Но, мне думается, вы могли бы дать в этой ситуации совет своей дочери - может быть, и противоположный совету классной (а ее роль в выборе костюмов и борьбе вообще какая?), но зато такой, который бы к этим шумным разборкам не привел. Вы - мама вашей девочке, вы можете полностью вникнуть в ситуацию, выслушать своего ребенка подробно, провести расследование (все детки порой не все рассказывают родителям) и анализ проблемы, и самые эффективные пути ее решения - даже если для этого потребуется потратить час или два свободного времени. А у вашей классной - 20, или 30 детей, да и не интересно ей в это вникать, явно дама работает или на пенсии, или дотягивает до пенсии, и душу свою она в детей вкладывать не будет.
Так что тут дело не в том, кто что должен. Да, конечно, лучше, когда руководитель "болеет душой" за деток класса, старается во все нюансы их отношений вникать... но "болеть душой" или "любить" в обязанности классного руководителя не впишешь. И не заставишь, если человек, например, этого не хочет и это не в его характере.
Вот читаю тему и ужасаюсь, как такая особь всю жизнь с детками работала! Она же явно неадекватная. Решать конфликтные ситуации в школе надо всем вместе, но начинать должен все-таки классный руководитель. Ведь это ее прямая обязанность. Она первой должна замечать все назревающие или уже существующие конфликты и пытаться их решить, собирать родителей сторон и искать совместно с ними выходы из сложившейся ситуации. Кто же проводит большую часть дня с детьми в школе? Родители, которые до вечера на работе и просто физически не могут все видеть и замечать или учитель, работающий с детками непосредственно? Так что тут для меня все однозначно. Школьные конфликты должны решать учителя, совместно с родителями, в крайнем случае еще и с директором.
Дети сами должны договариваться.
Должны учиться аргументировать свою позицию, отстаивать, прислушиваться к чужому мнению. Учительница безуспешно, но хотя бы пытается научить всему этому детей.
Сейчас же не хватает даже слов, чтобы попросить уступить место в транспорте или у родителей спросить понравившуюся игрушку... Коммуникативные способности не нулевые, а где-то в минусовом пространстве. Только в интернете умеют, упасть и забиться в припадке и считают, что все кругом должны.
Родители сразу бегут разбираться: то бумажку с рисунком порвали, то платье не дали... они так никогда и не научатся общаться с людьми.
Школьные конфликты обязательно должны решаться с классным руководителем. Мне даже трудно представить себе такую ситуацию, как вы описали, со своей дочерью. Как так можно? У меня просто в голове не укладывается. К тому же родители видят только одну сторону проблемы, которую показал им их ребенок, но ведь есть еще и другая сторона. Поэтому учитель должен быть в курсе, в данной ситуации он должен быть арбитром и вообще не допустить такого положения вещей. А вам, откровенно скажу, попалась не классный руководитель, а недовольная жизнью, злая женщина. Очень обидно, что такие встречаются и продолжают учить-мучить детей в школах.