Присоединяйтесь
|
Давать ли школьнику карманные деньги?
Лет с шести дочери стала выдавать небольшие карманные деньги, с тем, чтобы училась планировать и рационально расходовать деньги, элементарно делать покупки, общаться с продавцами, объяснять, что именно желаешь купить и т.д. Пошли в школу. Большинству детей в классе тоже выдавались деньги на расходы. Однако вскоре от учительницы прозвучала настоятельная просьба не давать детям денег в школу. Причины озвучены были такие: некоторые теряют деньги, потом обвиняют одноклассников в краже, бегают в киоск на перемене и опаздывают на уроки, одним дают денег больше других, возникает зависть... А как обстоят дела по данному вопросу в Вашей семье, в школе Вашего ребенка?
У нас в классе такого нет. У каждого есть карманные деньги, но распоряжаются дети ими самостоятельно, без оглядки на окружающих. Возможно, просто переросли этот период (детям по 13-14 лет), хотя даже в младших классах я не помню, чтобы были какие-то вопросы, связанные с воровством или завистью. Когда карманные деньги становятся причиной соревнований, кто больше накупит всякой гадости в соседнем киоске я бы задумалась о том, а стоит ли их давать ребенку в таком количестве и хорошо, что Ваш учитель обратил на это внимание и поставил в известность родителей.
Когда именно выдавать карманные деньги зависит как от родителей, так и от ребенка. Хорошо бы для начала выяснить, дают ли деньги друзьям, ведь дети не любят отличаться друг от друга. Причина, по которой деньги на карманные расходы выдавать нужно, состоит в том, что ребенок должен учиться обращению с деньгами. Так что начинать это делать нужно тогда, когда родители еще могут влиять на его отношения с деньгами.
Не стоит забывать и про тот момент, что собственные деньги придают уверенности. Школьник, который может купить именно то, что он сам хочет, чувствует себя взрослее. К тому же, если ребенок сам копит деньги на что-то значимое, то это приучает его к терпению и развивается умение планировать свои расходы.
В тех случаях, если в семье очень мало свободных денег, ребенок все равно не должен вообще оставаться без денег. Лучше дать совсем маленькую сумму денег, ведь даже горсть монет позволяет почувствовать себя независимым.
В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.
Многих родителей волнует вопрос, а надо ли платить ребенку за помощь по хозяйству. Т.е. давать деньги только за выполненную работу по дому. Такую привязку к обязанностям обычно практикуют молодые родители. Если они постарше, то чаще всего придерживаются той точки зрения, что все они являются членами одной семьи. Так что деньги можно давать, учитывая только это, но какие-то обязанности дети выполнять все же обязаны, просто потому что надо помогать друг другу.
На Западе практикуется, что какую-то сумму дают каждый месяц, если же ребенок хочет больше, то обязан выполнять что-либо по дому или во дворе. Но подобное в нашей стране практикуется очень редко.
На вопрос, сколько именно давать денег, однозначно ответить невозможно, ведь это зависит от многих факторов. Например, если ребенок будет получать денег гораздо меньше, чем остальные в школе, то может возникнуть ощущение неполноценности. Стоит также учитывать и то, на что именно выдаются деньги. Что ребенок должен покупать на них. Если он на полном обеспечении, то тогда размер может быть небольшим. Если же с этих денег ребенок должен будет подготовиться к школе, купив все необходимое, то тогда сумма должна быть соответствующей. Также зависит все и от возраста, чем старше ребенок, тем больше денег ему выдают. В таком случае увеличивается и ответственность за расход этих средств.
Также следует обговорить, на что именно ребенок будет тратить деньги. Но говорить четко, что он купит прямо по пунктам не стоит. Нужно только сказать, что это на обед в школе или на принадлежности для школы, или может потратить на какие-то безделушки. Все это, конечно же, зависит от возраста и чем старше ребенок, тем меньше указаний нужно давать. Такое постепенное снятие контроля постепенно приучает детей контролировать свои траты и учит их финансовой грамотности.
Заграницей в большей степени поощряют стремление детей копить свои деньги на что-то важное. К тому же подобная стратегия приучает ребенка контролировать свои траты. Таким способом, как они утверждают, к совершеннолетию собирается солидная сумма, которой хватает на покупку машины или на получение высшего образования. В нашей стране, учитывая нестабильное и довольно непростое финансовое положение, такое вряд ли возможно. Многим семьям в нашей стране денег хватает лишь от зарплаты до зарплаты. Это тоже надо учитывать и размер карманных средств должен зависеть от возможностей семьи.
Практикуется и такое, что у ребенка отбирают деньги за проступок. Например, ребенку купили одежду, он ее случайно порвал или еще что-то, то на починку или покупку новой деньги берутся из личных сбережений. Такое все-таки не часто происходит, да и жестоко довольно. Но уменьшить карманные расходы за двойки вполне допустимо.
Но тут, самое главное, не переусердствовать, ведь подросток, особенно когда начался переходный возраст. Он может разозлиться очень сильно, перестать общаться с родителями, уйти в себя, полностью уйти к друзьям, убежать из дома или начать воровать, как у одноклассников, так и у родителей. Тут нужно рассматривать каждого школьника в отдельности, учитывая его характер, темперамент, привычки, взаимоотношения с родителями и т.д. Так что воровство в школе автора может даже по схожим причинам возникло.
Ценность карманных денег состоит не в количестве денег, а в том, что с помощью этих средств ребенок формирует навыки общения с деньгами. Большое количество исследований среди подростков говорит о том, что для них гораздо ценным является не то количество денег, которые дают родители, а общение между ними. Они счастливы, если дома ребенка любят и ждут. При этом вообще не давать денег со словами, что подросток не станет от этого счастливее, не следует.
Есть такой закон, что школьник просит денег у родителей чуть больше, чем требуется на что-то. К тому же подростки крайне редко возвращают сдачу. При этом, если проанализировать рынок, то все лидеры мировой индустрии стараются продвигать именно молодежные товары: напитки, сладости и т.д. Они ведь точно уверены, что у подростков деньги есть всегда и родители в большинстве случаев не скупятся на карманные расходы.
Нужно помнить, что подростки стремятся к независимости, и задача родителей в том, чтобы научить ребенка обращению с деньгами, пока еще могут оказывать на него влияние, и они для него в авторитете. Если уже пошли старшие классы, то в карманные деньги нужно уже включать расходы на развлечения, на покупку новой одежды и т.д. Велика вероятность, что с первого раза купить что-то стоящее вряд ли получится, н со временем все наладится.
Родители должны объяснять, что деньги в семь зарабатываются трудом и бюджет не безграничен. На примере одежды нужно пояснить, что за модную марку нужно платить очень серьезно, причем качество от этого выше не становится. К тому же на те же деньги можно купить гораздо больше нефирменной одежды, но по характеристикам она ничем отличаться не будет.
Н родителям надо помнить, что они сами должны быть примером. Если мама постоянно хвастается перед подругами, какой известной фирмы ее пятая сумка за месяц, то ребенок вряд ли станет экономным и не будет бегать за знаменитыми новинками.
Для ребенка можно устроить испытание, т.е. узнать, как он научился обращаться с деньгами. В начале месяца можно выдать крупную сумму, покрывающую все расходы в этом периоде. Если он вполне справится, то значит, подросток уже научился обращению с деньгами.
В первый раз с таким сталкиваюсь. Хочется спросить, а в других вопросах учитель - дама адекватная? Просто все проблемы высаны из пальца. Стащили деньги или потерял? Аккуратней надо с такими вещами обращаться! Если ребёнок не устаревает диких истерик, а родители не грозят вызвать омон за пятдесят рублей, какие могут быть проблемы? Раз деньги потерял, в другой раз ребёнок будет внимательный, такая ситуация выучит лучше, чем сто объяснений. И у взрослого человека кошелёк могут вытащить.
Опаздывают? есть дневник, есть телефоны родителей. Написать замечание, позвонить. Дома родители отругают, а в другой раз ребёнок будет рассчитывать время, успеет он до киоска добежать, или в другой раз лучше сходить.
Зависть? Завидовать можно всему, дорогому телефону, золотым серёжкам, хорошим оценкам, популярности в классе. И взрослые завидуют друг другу. У того зарплата больше, у той муж заботливей. Главное чтобы зависть в навязчивую идею не превращалась, но это уже проблемы каждого родителя и школьного психолога.
Интересно, в других классах также?
У нас личные деньги у детей есть с двух-трёх лет (по ним и считать учились), особо ни когда не контролировала - просто не было необходимости. Дети к деньгам относились ответственно и знали им цену, поэтому никогда не требовали купить что-то, если знали, что пока на это денег нет.
Я считаю, что нужно давать ребенку карманные деньги. это учит его распределять деньги и рассчитывать только на свои деньги. Есть некоторые учителя которые запрещают родителям давать карманные деньги на расходы. Но я совершенно другого мнения. Ребенок должен иметь и покупать что ему захочется. Это все зависит от родителей.