Присоединяйтесь
|
Стоит ли ребенку за каникулы прочитывать все книги из списка литературы на лето?
На лето всегда дается длиннющий список литературы, которую за летние каникулы рекомендуется прочесть. Ежегодно список растет. Но ведь деткам отдохнуть хочется. Никогда дочку не заставляла все перечитывать, лишь то, что интересно. В процессе учебы опять все изучают заново, так что много не потеряли, не читая летом какое-либо произведение. Так стоит ли заставлять своего ученика перечитывать все это летом вместо того, чтобы приятно провести летние денечки?
Ну от такой постановки вопроса точно ничего хорошего не выйдет - если уже мама - самый авторитетный человек - делает противопоставление : "чтение - отдых". В моей семье была несколько другая идеология: чтение, это и есть лучший отдых, приятное занятие. У меня, правда, другие приоритеты - отдых для меня это путешествия/прогулки/экскурсии, а чтением я заполняю паузы - читаю во время поездки в транспорте, перед сном и т.д.
Думаю, нужно стремиться к максимуму - осилить за лето хотя бы самые масштабные произведения. К примеру, прочесть посередине учебного года "Войну и мир " за время, отведенное в программе для ее изучения - задача нереальная. Дети учат отрывки, читают критику, пишут сочинения - и все это уже предполагает, что предварительное знакомство с книгой состоялось, иначе вообще нет смысла во всех этих действиях... Короткие рассказы можно оставить на потом. А еще - с экранизированными произведениями можно сэкономить время и посмотреть фильм. Правда, если там есть расхождения в сюжете - маме придется объяснять...
Чтение - это отличная тренировка для ума. К тому же развивает словарный запас, а учителя математики вообще утверждают, что от навыков чтения зависят напрямую навыки в решении задач (условия которых нужно внимательно и быстро читать).
Про длиннющие списки литературы на лето знаю не понаслышке. Сама такие своим ученикам давала . Из опыта могу сказать, что те дети, которые летом осилили наиболее объемные произведения, в учебном году испытывают меньше трудностей (особенно если еще вели записи по главным героям и основным сюжетным линиям). Чтобы заинтересовать своих воспитанников будущим прочтением книги я не просто давала список литературы, а и готовила краткий интригующий рассказ по какой-нибудь книге из списка. Конечно, есть в программе произведения не подходящие по возрасту юных читателей. Но программу учитель изменить не может и, как правило, из таких произведений изучаются лишь отрывки. Еще один выход осилить "сложную" книгу - взять в библиотеке это произведение в художественной обработке специально для школьного возраста.
Хотя бы что-то почитать надо. Можно же как-то распределить, чтобы соединить приятный отдых с полезными занятиями. Устройте чтение перед сном: часть ребенок, часть вы. Знаете, сейчас программа с каждым годом упрощается, так что образование детей - это сейчас дело не только (или даже не столько) учителей, сколько их родителей.
Нам тоже дают список литературы немаленький, да еще писать нужно дневник впечатлений за лето. Так что борюсь с сыном каждый день. Говорит мне, что лето дано детям, чтобы отдыхать. А я, наверное, слишком правильная, считаю, что раз задали читать, то нужно все прочитать. Распределяю по несколько разделов, и с нетерпением жду, когда же у сына проявится интерес к чтению.
А у нас учительница молодец и дает деткам минимальный список литературы для летнего прочтения, но рекомендует прочесть все произведения из этого списка. Что бы заинтересовать дочку, я придумала небольшую хитрость. Договорились, что читаем нужные книги и я, и она по отдельности. Потом пересказываем произведение папе или старшему братику. И чей пересказ больше понравится слушателю тот получает приз, ну например поход в кино. Пока система работает, книги дочь читает с удовольствием.
Заставлять не стоит, вы сами сказали, приходится перечитывать. Если у дочери есть желание сидеть за книгой вместо активного отдыха, пусть сидит, но лучше бы погуляла. Если конечно, дитя неуправляемое и ни в какую не хочет ничего делать, то в целях воспитания можно заставить хоть что-то прочесть, только правильно это преподнести, чтобы потом охоту читать не отбить совсем. Пусть лучше набирается сил, витаминов, приятных эмоций, чтобы в учебном году были силы учиться:)
Наверно, вы и сами ответили на свой вопрос в последней части последнего предложения. Конечно, это не значит, что ребенок должен все дни напролет болтаться и отдыхать. Надо иногда и почитывать что-то. Хотя бы для того, что бы потом из каникул выходить легче было, то есть что бы был режим отдыха и хотя бы мало мальского труда для мозга, то есть чтения. А вообще, конечно, если взять книги для старшеклассников, то их начинаешь понимать уже далеко после окончания школы.
К тому конкретному списку литературы, который рекомендован Минобразования и озвучен учителем, я добавляю ещё и свой списочек, который может и не такой длинный, зато очень интересный и необходимый. Чтение в моей семье не является принуждением и обязанностью, дети сами читают с удовольствием и потом эти книги мы с ними вместе обсуждаем.
У нас все любят читать, заставлять никогда никого не приходится. Дети могут слегка роптать на нехватку времени, но я знаю точно, что свой школьный список они одолеют потому, что чтение для них одно из самых интересных занятий, а бездельничать они не приучены и не умеют.
А стоит ли много читать? Так это смотря кем потом станут дети. Слесарь и токарь - могут вообще ничего не читать. Программистам - лучше всё же почитывать литературу. А будущие экономисты - пусть читают с утра и до вечера, а если устанут, то тогда прямая им дорога в слесаря и токаря. Читать, знать и учиться сейчас надо много, знания - это совсем не тот груз, который будет им нести тяжело.